«Франкофония» не прозвучит в Канне

«Франкофония» не прозвучит в Канне

Культовый российский режиссер Александр Сокуров отказался от участия в программе предстоящего Каннского фестиваля, назвав его «слишком коммерческим мероприятием»

…Это было давно. И в ту пору — совсем не в кино: наяву Париж, всемирный «город влюбленных», важнейший центр цивилизации и культуры по планам гитлеровской военщины должен был пасть в руинах. Но этого не произошло! О том, как спасали главную парижскую художественную сокровищницу в 40-е годы прошлого века — новый фильм Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», который он решил не представлять на Каннский фестиваль.
Эта документально-постановочная картина — копродукция трех стран, по территории и судьбе которых жестоко прошлась Вторая мировая: Франции, Нидерландов и Германии. По имеющейся информации, сначала режиссер собирался показать эту картину «именно на кинофестивале во Франции», но затем по каким-то причинам передумал. Заявив без обиняков – мол, «мои картины уже несколько раз участвовали в фестивале и даже получали призы, но мое время ушло и пора уступить место молодым»…
Трудно угадать причины такой позиции непредсказуемого, часто «неправильного» с советской, а теперь российской точки зрения режиссера, которого Тарковский еще в годы СССР назвал «бесспорным гением» — после просмотра его самой первой, студенческой картины «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова… А в 1995-м, как мы помним, уже Европейская киноакадемия включила имя Сокурова в число 100 лучших режиссеров всех времен и народов. Может, мэтру мирового кино не приглянулась программа нынешнего кинофорума в Канне? Но это в данном случае уже не важно – тем хуже, как говорится, для Канн. Ну, не повезло!
Тем более, что главный герой фильма «Франкофония» – Жак Жожар, директор Лувра в 40-е, когда над главной французской святыней нависла смертельная опасность. А центральной идеей картины, по утверждению самого Сокурова, стал отнюдь не риторический, а весьма актуальный во все времена вопрос: «Готов ли каждый отдать жизнь за сохранение памятников искусства?»
При этом надо отметить: исторические свидетельства Александра Сокурова особенно ценны, ведь он — историк по первому высшему образованию, выпускник истфака Горьковского университета. Хотя собственно к историческим оценкам относится довольно скептически: « Ни одна историческая ситуация не описана объективно, — убежден режиссер. — Снимая ту или иную историческую сцену, я отдаю себе отчет в том, что это заведомо локальная ситуация, не претендующая на глобальное обобщение»… Тем интереснее смотреть его исторический фильм!
Сокуров, как известно, родился в российской глубинке — в далекой сибирской деревне Подорвиха Иркутской области (затопленной в ходе строительства Иркутской ГЭС — совсем как в известном романе Валентина Распутина). В детстве и юности много путешествовал вместе с отцом-военным по стране и не только. Но самой большой любовью его жизни стал ленинградский Эрмитаж: когда в советские годы на режиссера начались гонения, и Тарковский дважды устраивал ему выезд за границу, но Сокуров отказался: по признанию режиссера, его удержали «русский язык и сокровища Эрмитажа», с которыми ему «не захотелось расставаться»….
Лувр для Сокурова – такая же святыня, предмет преклонения перед высшими художественными ценностями. Не случайно уже в названии картины «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией » звучит отношение к этому музею как к живому существу.
Александр Сокуров – не только всемирно признанный мастер, но и, пожалуй, один из самых «таинственных» российских деятелей кино. О его личной жизни не известно практически ничего – и в этом, видимо, принципиальная позиция самого режиссера. Поговаривают, например, что он переехал, чуть не на ПМЖ, в Германию — подальше от наших «интересных реалий» — а он, судя по всему, в это самое время преспокойно живет в Питере, где периодически участвует во встречах со зрителями и разных творческих дискуссиях. И создал, в частности, общественную группу по защите от разрушения памятных строений и мест старого Петербурга. По собственному признанию, Сокуров очень любит питерские книжные магазины – особенно «чудесный магазин на Фонтанке, который организовала талантливая молодежь. Там ощущается петербургская атмосфера…»
А вот о прекрасной половине человечества 63-летний режиссер, народный артист России, говорит весьма любопытно: «Женщины – феноменальны. У них есть какая-то удивительная способность видеть все со стороны. Мне не приходилось встречать женщину с какой-то затекшестью в голове, с тупыми мозгами. А у мужчин — сплошь и рядом, даже жизнь не делает их мудрыми…»
Еще, маэстро! Ну просто заслушаешься.

Марина Миславская для kinodata.pro
«Франкофония» не прозвучит в Канне

Культовый российский режиссер Александр Сокуров отказался от участия в программе предстоящего Каннского фестиваля, назвав его «слишком коммерческим мероприятием»

…Это было давно. И в ту пору — совсем не в кино: наяву Париж, всемирный «город влюбленных», важнейший центр цивилизации и культуры по планам гитлеровской военщины должен был пасть в руинах. Но этого не произошло! О том, как спасали главную парижскую художественную сокровищницу в 40-е годы прошлого века — новый фильм Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», который он решил не представлять на Каннский фестиваль.
Эта документально-постановочная картина — копродукция трех стран, по территории и судьбе которых жестоко прошлась Вторая мировая: Франции, Нидерландов и Германии. По имеющейся информации, сначала режиссер собирался показать эту картину «именно на кинофестивале во Франции», но затем по каким-то причинам передумал. Заявив без обиняков – мол, «мои картины уже несколько раз участвовали в фестивале и даже получали призы, но мое время ушло и пора уступить место молодым»…
Трудно угадать причины такой позиции непредсказуемого, часто «неправильного» с советской, а теперь российской точки зрения режиссера, которого Тарковский еще в годы СССР назвал «бесспорным гением» — после просмотра его самой первой, студенческой картины «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова… А в 1995-м, как мы помним, уже Европейская киноакадемия включила имя Сокурова в число 100 лучших режиссеров всех времен и народов. Может, мэтру мирового кино не приглянулась программа нынешнего кинофорума в Канне? Но это в данном случае уже не важно – тем хуже, как говорится, для Канн. Ну, не повезло!
Тем более, что главный герой фильма «Франкофония» – Жак Жожар, директор Лувра в 40-е, когда над главной французской святыней нависла смертельная опасность. А центральной идеей картины, по утверждению самого Сокурова, стал отнюдь не риторический, а весьма актуальный во все времена вопрос: «Готов ли каждый отдать жизнь за сохранение памятников искусства?»
При этом надо отметить: исторические свидетельства Александра Сокурова особенно ценны, ведь он — историк по первому высшему образованию, выпускник истфака Горьковского университета. Хотя собственно к историческим оценкам относится довольно скептически: « Ни одна историческая ситуация не описана объективно, — убежден режиссер. — Снимая ту или иную историческую сцену, я отдаю себе отчет в том, что это заведомо локальная ситуация, не претендующая на глобальное обобщение»… Тем интереснее смотреть его исторический фильм!
Сокуров, как известно, родился в российской глубинке — в далекой сибирской деревне Подорвиха Иркутской области (затопленной в ходе строительства Иркутской ГЭС — совсем как в известном романе Валентина Распутина). В детстве и юности много путешествовал вместе с отцом-военным по стране и не только. Но самой большой любовью его жизни стал ленинградский Эрмитаж: когда в советские годы на режиссера начались гонения, и Тарковский дважды устраивал ему выезд за границу, но Сокуров отказался: по признанию режиссера, его удержали «русский язык и сокровища Эрмитажа», с которыми ему «не захотелось расставаться»….
Лувр для Сокурова – такая же святыня, предмет преклонения перед высшими художественными ценностями. Не случайно уже в названии картины «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией » звучит отношение к этому музею как к живому существу.
Александр Сокуров – не только всемирно признанный мастер, но и, пожалуй, один из самых «таинственных» российских деятелей кино. О его личной жизни не известно практически ничего – и в этом, видимо, принципиальная позиция самого режиссера. Поговаривают, например, что он переехал, чуть не на ПМЖ, в Германию — подальше от наших «интересных реалий» — а он, судя по всему, в это самое время преспокойно живет в Питере, где периодически участвует во встречах со зрителями и разных творческих дискуссиях. И создал, в частности, общественную группу по защите от разрушения памятных строений и мест старого Петербурга. По собственному признанию, Сокуров очень любит питерские книжные магазины – особенно «чудесный магазин на Фонтанке, который организовала талантливая молодежь. Там ощущается петербургская атмосфера…»
А вот о прекрасной половине человечества 63-летний режиссер, народный артист России, говорит весьма любопытно: «Женщины – феноменальны. У них есть какая-то удивительная способность видеть все со стороны. Мне не приходилось встречать женщину с какой-то затекшестью в голове, с тупыми мозгами. А у мужчин — сплошь и рядом, даже жизнь не делает их мудрыми…»
Еще, маэстро! Ну просто заслушаешься.

Марина Миславская для kinodata.pro