«Неисправимый интеллигент» Альберт Филозов

ETJ3KVOe3k8У народного артиста России, любимого актера многих наших соотечественников «кому за 40», было нелегкое детство: отец пропал без вести в горестном 37-м, и будущему актеру подростком пришлось работать, помогать матери содержать семью. А артистом, по собственному признанию, он стать и не мечтал — все произошло… почти случайно! Об этом Филозов сам откровенно расскажет в очередной программе «Мой герой» с писательницей Татьяной Устиновой во вторник, 26 января, в 13:40 на телеканале ТВЦ.

…И все же, несмотря на нелегкое детство и «вполне пролетарскую» юность, кинозрители до сих пор узнают и любят в нем прежде всего «исконного», «неистребимого» русского интеллигента. Хотя… именно в силу камерности и какой-то нездешней утонченности внешнего облика его героев, вне зависимости от конкретного содержания фильма, Филозова часто принимали за иностранца. Чаще всего — за немца. Так, кстати, происходит и в программе: когда Татьяна Устинова в беседе с актером спрашивает о его возможных германских корнях, тот обезоруживающе улыбается: нет, у меня скорее поляки были в роду.

Впрочем, в Свердловске, где актер провел детство и юность в шатком ранге «члена семьи врага народа», такого имиджа в его биографии еще не намечалось. Чтобы пополнить скудный семейный бюджет, будущий артист получил специальность токаря и вполне успешно работал с металлом на местном шарикоподшипниковом заводе. Впрочем, подрабатывать он начал еще в школе: «Я подносил лотки с пирожками в магазин, который был в подвале соседнего дома. И за это мне давали один пирожок, – рассказывает актер о своих детских годах. – А еще мы с моим приятелем Витькой из соседнего двора брали железные тележки и выезжали на электричке за город, где были огороды. И там мы собирали картошку – забытую или еще не выкопанную. Потом приезжали домой, нарезали эту картошку и на буржуйке жарили…»

Правда, вспоминает Филозов, в школе у него был хороший голос, и однажды он даже отличился вполне виртуозной партией … медведя в детской опере. Но о карьере актера он и не мечтал. Пока в 1955 году в Свердловск не приехала выездная комиссия Школы-студии МХАТ… И он стал студентом.

В кино Филозов, как известно, сыграл десятки самых разных ролей, но неизменно оставался узнаваем своей выразительной «минималистической» манерой: и в образе перебежчика Ростислава Савельева — персонажа «без особых нравственных ориентиров» («Вид на жительство», 1972); и аккуратного секретаря (мини-сериал «Николо Паганини», 1982), и «сакрального» фашиста Шернера в культовом советско-франко-швейцарско-испанском политическом детективе «Тегеран-43» (1980); и даже в суперхитовых ныне «Елках» (2014)… И в целом ряде детских фильмов, поднимавших, впрочем, вполне взрослые вопросы.

О том, как разные режиссеры находили в Филозове «своего» актера, какие неожиданные и подчас курьезные истории случались с ним на съемках, а также о некоторых важных подробностях личной жизни артиста заинтересованные зрители узнают в ближайший вторник в программе «Мой герой» на ТВЦ.

Марина Миславская для kinodata.pro