Глава «Союзмультфильма» по-прежнему надеется только на госденьги

1200x600_1x1_wide_crop_fd697a9d0b5095ac5fec4b8a2e36f3e2О планах студии «Бюллетень Кинопрокатчика» поговорил с Юлианой Слащевой, которая этой зимой была назначена на должность председателя правления «Союзмультфильма».

Над какими полнометражными фильмами сейчас ведет работу «Союзмультфильм»?

В прошлом году на студии было завершено производство полнометражного фильма ГОФМАНИАДА – проект готовился с перерывами пятнадцать лет. На широкий экран этот шедевр кукольной анимации выйдет в конце этого года, его дистрибьюцией в России и странах СНГ займется WDSSPR. Сейчас мы активно ведем поиск международных прокатчиков фильма, для этого он был продемонстрирован на каннском Кинорынке и в Анси. Помимо этого, на студии ведется работа над еще двумя полнометражными проектами – СУВОРОВ, завершение которого планируется в 2018 году, и СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: ЗАЗЕРКАЛЬЕ.

755270526665232Российская анимация является одним из самых востребованных продуктов за рубежом. Какие страны проявляют больший интерес к нашим мультфильмам? Какие проекты более востребованы, а каких, на ваш взгляд, недостает?

Действительно, российские проекты всегда радушно встречают на международных фестивалях. Только за последние пять лет наши фильмы получили порядка тридцати призов на крупных международных конкурсах и смотрах. И сейчас наша задача – помимо короткометражек, широко представить на зарубежном рынке полнометражные проекты и сериалы. И здесь мы видим большой потенциал – тех же «Машу и медведя» и «Смешариков» купили огромное количество стран. Что касается территориального аспекта, то, безусловно, отечественные мультфильмы всегда найдут своего зрителя в Восточной Европе – здесь в силу исторических обстоятельств и общей ценностной платформы наш контент, высказывания и драматургия понятны и вызывают живой отклик. Вообще, анимация – особый вид искусства, обладающий способностью легко обходить языковые барьеры и быть понятной в любом уголке нашей планеты. Доказательство тому – популярность наших фильмов на азиатском рынке. Сейчас, например, мы ведем активные переговоры с китайскими партнерами.

b3f44949be974e0411538b15e2f7b1f7Как вы относитесь к системе государственной поддержки отечественной анимации? Достаточное ли, на ваш взгляд, количество денег государство выделяет на производство таких проектов?

Практика такова, что государство обеспечивает в среднем до 60 процентов бюджета проектов, а остальные средства студия должна найти самостоятельно. Мы благодарны министерству культуры за эту поддержку, но, учитывая текущую ситуацию в индустрии, этого катастрофически мало. В целом на всю анимацию через министерство культуры и Фонд кино выделяется примерно 800 миллионов рублей в год. И это в разы меньше бюджета одного иностранного анимационного фильма (зарубежные мультфильмы при этом не снимаются на госденьги – прим. главреда). Еще одна проблема состоит в том, что малым и средним студиям трудно привлекать частные деньги, чтобы дофинансировать проекты. По этой причине целый ряд картин превращаются в долгострои и так и не находят своего зрителя.

Может ли российская анимация существовать без государственной финансовой поддержки?

Российская анимационная индустрия сейчас начинает поднимать голову и все активнее заявляет о себе, но для того, чтобы осуществить качественный рывок, безусловно, необходима интенсивная господдержка. Есть показательный пример с кино – здесь вложения со стороны властей действительно помогли в последние годы поднять статус и популярность российских фильмов. Развитие анимационной индустрии для государства особенно важно, учитывая ее высокий экспортный потенциал. Это один из инструментов так называемой мягкой силы, с помощью которого можно усилить свое влияние на мировых рынках. И сейчас без существенных государственных вливаний высоких результатов в этой сфере достичь будет просто невозможно. Параллельно с этим необходимо повышать ответственность продюсеров и творческих групп, которые работают над анимационным фильмом. У них должно быть четкое понимание того, что от результатов их работы зависит коммерческий успех ленты. Что касается направлений поддержки, то я предложила бы вкладывать также средства в талантливые студенческие проекты. Нужно находить свои «жемчужины», помогать им развиваться, финансировать их образование, дипломные работы, дебютные фильмы.

Дмитрий Некрасов (kinometro.ru, полный текст здесь http://www.kinometro.ru/interview/show/name/slasheva_smf_interview_8834)