Президент гильдии продюсеров СК РФ хищения в Фонде кино назвал «мифическими»

07_qmV13hoВ последнее время все начали привыкать к рекордам российского кино. В прошлом году каждый четвертый билет был продан на сеанс отечественного фильма. Итоги первых восьми месяцев 2018 года оказались и того выше. Доля российских сборов в общей кассе составила 30%.

Что это значит? Растет число успешных фильмов, повысилось среднее качество картин, зритель стал больше доверять отечественному кино. Однако красивые цифры не должны успокаивать. Как и раньше, кино остается очень рискованным бизнесом.

За примером далеко ходить не надо. В последнее время поднялась волна публикаций о неких мифических (?) хищениях из Фонда кино. В действительности же речь идет о взыскании средств с кинокомпаний, которые не смогли вовремя вернуть полученную субсидию. И это, к сожалению, довольно рутинная практика.

Конечно, у нас в бизнесе есть люди (и кто же это?), которые весьма самонадеянно считают себя продюсерами. Не случайно, схожую судебную работу ведет и Министерство культуры, пусть и в гораздо меньших масштабах. Список штрафников у ведомства значительно короче, так как деньги здесь выделяются только на безвозвратных условиях. Ведомство поддерживает кино авторское, социально значимое, которое снимается не для получения прибыли и возвращать там часто не из чего. Единственное, что требуется от получателей министерской субсидии, — это снять фильм и сдать копию в Госфильмофонд, даже в прокат выходить не обязательно. Однако и это удается не всем.

02_9BaSGoDТем не менее я уверен, что откровенных проходимцев (???) в нашем кино практически не осталось. Точнее, получить господдержку ни в Министерстве культуры, ни в Фонде кино они не могут. Чтобы претендовать на субсидию в Фонде кино, нужно пройти многоступенчатую экспертизу: сценарную рабочую группу, очную защиту перед экспертным советом, наконец, голосование Попечительского совета. Если бы это был фиктивный проект, существующий лишь на бумаге, он бы отсеялся на одном из этапов. Раз субсидия была выделена, значит, потенциал у проекта был. Другой вопрос, что реализоваться он по тем или иным причинам не смог.

Поэтому так важна государственная поддержка. Это та подушка безопасности, которая страхует кассовые риски. Без нее ни один крупнобюджетный проект не был бы возможен. Кроме того, государственные деньги привлекают частные средства. Вопреки живучему стереотипу, кино в России никогда не снимается только за госсчет. По действующим правилам, и министерство, и Фонд кино могут покрыть не более двух третей бюджета. На практике же, так как компаний много, а сумма не меняется уже много лет, поддержка составляет в среднем меньше половины от всего бюджета, и частично — на условиях возврата.

При этом, какими бы не были кассовые результаты, взятые у государства деньги нужно вернуть. И, несмотря на эти трудности, все серьезные продюсеры свои обязательства перед Фондом рано или поздно выполняют. В том числе и потому, что понимают: эти деньги будут реинвестированы обратно в отрасль.

Ренат Давлетьяров (iz.ru, полный текст здесь https://iz.ru/791320/renat-devetiarov/vse-ne-proschitat)