Почти весь доход дают российскому кино кинотеатры, а не онлайн-площадки

original-v02Цифровое окно, то есть среднее время между началом кинотеатрального и цифрового проката фильма, в России уменьшилось с 10,4 недели в 2015 году до 8,8 недели в 2018-м, говорится в исследовании, подготовленном «Невафильм Research» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. Наиболее заметно сокращение окна у американских фильмов: в 2015 году они выходили в онлайне через 12 недель после кинотеатров, а в 2018-м — через 9,6 недели. Европейские релизы появляются в онлайн-кинотеатрах в среднем через девять недель после начала широкого проката против десяти недель в 2015 году. Быстрее всего в онлайн-кинотеатрах появляются российские фильмы, для которых цифровое окно в среднем составляет семь с половиной недель. При этом отечественные продюсеры единственные, кто увеличивает этот промежуток: в 2015 году окно составляло всего четыре недели.

У голливудских релизов цифровые окна действительно сокращаются, и это «положительно сказывается на развитии цифрового сегмента рынка», подтверждает гендиректор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий. Отечественным правообладателям тоже стоит задуматься о сокращении окон, считает он. Для большинства российских фильмов цифровые окна по-прежнему составляют около четырех недель, иная ситуация с крупными проектами, у которых касса превышает 2 млрд руб., поясняет господин Гродецкий. Если же наблюдается существенное падение сборов, правообладатель, наоборот, может срочно открыть прокат в онлайн-сервисах, чтобы компенсировать падение.

boxoffice3max_1В ivi также подтверждают выравнивание по окнам между российскими и зарубежными фильмами: «Российские фильмы стали пользоваться большим спросом у зрителей и как следствие, работают дольше в прокате, тогда как зарубежные правообладатели идут на сокращение окон, понимая, что слишком длинные паузы снижают доходы, в том числе из-за пиратства».

Сами дистрибьюторы подтверждают, что цифровые окна для российского кино растут. Это объясняется увеличением времени работы в прокате, поясняет гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин: если раньше фильм уходил из кинотеатров через две недели показа, то сейчас многие отечественные картины собирают по три-четыре недели. Рекордсменом стало «Движение вверх», которое с успехом шло несколько месяцев, указывает он. В онлайн-сервисах оно в итоге вышло лишь в мае 2018 года, хотя в кинотеатрах картина стартовала еще 28 декабря 2017 года. Поскольку кинотеатры все равно приносят подавляющую часть сборов картины, отмечает господин Верещагин, прокатчики предпочитают придерживать выход в онлайне и собирать в кинозалах.

Елизавета Макарова (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3752328)