Наталия Мещанинова: В «Сердце мира» я пыталась избежать карикатурности главных героев

46224e77b6a7759754ed6bcabcc31eeaВ прокат вчера вышла драма «Сердце мира» — о взаимоотношениях людей и собак. На фестивале «Кинотавр» картина получила три приза, включая главный. А в этом месяце представляла нашу страну на крупном международном фестивале в Торонто. «Известия» поговорили с режиссером и сценаристом фильма Наталией Мещаниновой о том, как снимать животных и почему не вся деятельность зоозащитников — благо.

— В «Сердце мира» главному герою приходится много взаимодействовать с собаками породы алабай. Как вы решились на работу с этими крупными животными?

KMO_153275_05082_1_t218_181742— Мы долго определялись с породой: нужны были именно крупные собаки, мы не могли рассматривать декоративные породы вроде пуделей. Алабаи хорошо подходили — их многие охотники любят. А наш герой второго плана, хозяин притравочной станции Николай Иванович, — как раз охотник. Проблемой оказалось то, что эта порода с трудом поддается дрессировке. Задолго до съемок мы начали разговаривать с дрессировщиками. Они прочитали сценарий, поняли, что перед собаками стоят непростые задачи, и попытались отговорить нас от алабаев в пользу дратхааров. Но я настояла на алабаях.

— Почему вы поставили перед собой такую тяжелую творческую задачу?

— Это интересно — ставить перед собой именно тяжелые задачи. Наш звукорежиссер говорил: «Наташа, почему ты не написала кино, где двое лежат на берегу моря? Что это за дикий мир, который всё время хрюкает и лает?» Это же еще и на звуке отражается: собаки рычат, олени топают, фыркают, постоянно помехи… Но мне было интересно, как можно с этим справиться. Мне кажется, что в случае с кино цель оправдывает средства. Если бы у нас не было животных, фильм не стал бы таким необычным.

— Тема защиты животных сейчас одна из самых актуальных. Но в вашем фильме зоозащитники показаны несколько карикатурно.

— Когда мы писали сценарий, я получила документальные материалы про группу зоорадикалов, планировавших какие-то акции. У нас есть хорошее экологическое движение умных людей, а есть группки ребят, которые хотят заниматься акционизмом, не очень разбираясь в сложном процессе, происходящем на нашей планете, в частности в России. Эти радикалы садились и решали, как им спасать мир.

У нас не было желания сказать, что все люди, занимающиеся экологией, — бестолковые. Но есть активисты, которые приходят спасать лис из клеток, выпускают их и в итоге губят, потому что такое животное не может выжить в дикой природе. Эти люди действуют искренне, у них своя правда, но они просто не разобрались. Наш фильм — призыв подумать: прежде чем во что-то влезать, нужно по-настоящему, честно разобраться.

139772— В конкурсе «Кинотавра» ваш фильм оказался чуть ли не единственным, где сотрудник полиции был положительным героем.

— Полицейский Володя — местный участковый, сосед, друг главного героя. Какое зло он может представлять в этой деревне? Мне как раз нравится, что нет «обесчеловечивания» по профессии, принадлежности к какой-то группе. Очевидно, что мои симпатии больше на стороне участкового Володи, чем на стороне «зеленых» ребят. Но и их мы не хотели делать очень уж плоскими. Я пыталась избежать карикатурности.

Анастасия Рогова (iz.ru, полный текст здесь https://iz.ru/783428/anastasiia-rogova/ia-pytalas-izbezhat-karikaturnosti)