После провала в прокате $2.5-млн «Довлатова» А. Герман-мл. снимает $7.5-млн «Воздух»

Алексей Герман-младший приступил к работе над масштабным (бюджет – 453 млн руб — $7.5 млн) военным кино. Рабочее название фильма — «Воздух». О том, что требуется для съемок баталий и какие еще жанры у него на примете, режиссер рассказал «Известиям».

— Как родилась идея новой картины?

inx960x640— Продюсеры сказали: «Давайте попробуем сделать военный фильм. Про летчиков». Я говорю: «Давайте, но будет очень сложно, потому что кризис, самолетов нет. Если хотите это сделать хорошо, будет очень тяжело. Они решили рискнуть. К нам присоединился продюсер Константин Львович Эрнст, Первый канал.

— Это серьезно.

— Да. Будем пробовать.

— Каков сюжет?

— В центре событий — смешанный авиаполк. Действие развернется в первый год Великой Отечественной войны, главные герои — соответственно летчики и летчицы, главная тема — война, отразившаяся на судьбе всей страны, и выстраданный, настоящий, не плакатный подвиг. Мне кажется, что генезис Победы, война, подвиг — это то, что живет в каждом из нас, то, что нас объединяет. Хотелось бы сделать войну, похожую на войну, людей войны, похожих на людей войны.

— Война, похожая на войну, — это в том числе техника?

— Да. Работа тяжело идет, потому что почти не сохранилось некоторой военной техники того времени. Постепенно приходим к тому, что нам нужно будет строить полноразмерные металлические макеты самолетов с двигателями, с внутренним устройством крыла, с двигающейся в нескольких измерениях кабиной, активно использовать авиамодели, анимацию. Есть серьезная проблема с немецкими танками, потому что почти нет на ходу некоторых моделей, например, Т-III (Panzerkampfwagen III). Ее тоже придется решать.

— Компьютерная графика вам не в помощь?

— Полноценные модели и настоящая техника всегда выигрышнее, чем компьютерная графика, даже очень качественная. Возьмем «Ярость» с Брэдом Питтом, «Дюнкерк» Кристофера Нолана (эти ленты стали прибыльными после показа в кинотеатрах в отличие от фильмов А. Германа-мл. – прим. главреда). Я не оцениваю художественные качества этих фильмов. Они могут нравиться или не нравиться, но с точки зрения предметного мира это очень убедительные картины. Чтобы создать предметный мир войны, не выглядящий картонной поделкой, нужно достаточно серьезная работа. Это первая проблема.

Вторая — когда снимаешь военный фильм, должен быть четко понятный боевой путь полка: стоял в деревне такой-то, отступил туда-то, было наступление — попал в такое-то место. У нас выдуманный полк, но выстраивание боевого пути должно быть таким, каким оно могло бы быть в реальности. Это тоже достаточно сложная история, потому что нужно совместить ее с выразительными локациями, да так, чтобы это не было похоже на фэнтези.

И третья проблема — поиск молодых актрис. Нам нужно найти, условно говоря, 10 замечательных девушек в возрасте от 18 до 24 лет, и чтобы три или четыре из них были уровня таланта Инны Чуриковой.

— И при этом неизвестны широкому зрителю?

— Всё равно. Могут быть известными, а могут неизвестными. Лучше сказать так: необходимо некоторое количество выдающихся молодых артистов. Это долгий процесс. Актерское «меню» после распада Советского Союза, на мой взгляд, сильно ухудшилось. В 1980-х годах у нас было 20, 30 великих актеров, сейчас таких всего несколько, и не всегда они «попадают» по возрасту.

1367160250Картина движется, но движется непросто. С одной стороны, мы должны быстро ее сделать, но, с другой, сделать так, чтобы этот военный фильм был не только для внутреннего рынка. Скажу так: мы хотим сделать картину не менее убедительную, а то и лучше, чем, условно говоря, «Дюнкерк», но с бюджетом в 11–12 раз меньше.

— Фэнтези все-таки будете снимать?

— Не исключаю, но только это фэнтези должно быть как минимум не хуже, чем лучшее, что есть в мире. Соревноваться надо с лучшими американскими и европейскими картинами.

— Бюджеты разные.

— Ну и что? В «Довлатове», по меркам американского и даже европейского кино, бюджет очень небольшой ($2.5 млн — сборы в прокате — $2.2 млн, половину из которых забрали кинотеатры) для исторической картины. Но ее купили около 50 стран, Netflix купил. С бюджетом всегда проблема и всегда будут проблемы. Говорить надо о том, как сделать картину, вести речь о творчестве в хорошем понимании. Понятно, что деньги и творчество неразделимы, но, мне кажется, на хороший проект деньги находятся в итоге. Просто на хорошие проекты искать сложнее, чем на плохие…

Светлана Наборщикова (iz.ru, полный текст здесь https://iz.ru/798837/svetlana-naborshchikova/tema-moego-filma-vystradannyi-podvig)