В. Мединский: «Мы должны больше снимать блокбастеров (в переводе на русский – высокобюджетное кино)»

Министр культуры во время VII Международного культурного форума нашёл время, чтобы ответить на вопросы «АиФ»:

– Прошлый год прошёл под знаком «движения вверх российского кино». В этом году движение явно затормозилось. Запал исчерпался? Зритель насытился своим кино?

ea4m0e4fy6mu-1-640– Если судить чисто по бухгалтерии (?), то пока говорить о «торможении» несколько преждевременно. Показатели сейчас держатся на прошлогоднем уровне: касса – более 12 млрд руб., это 30 % от всех сборов (на самом деле – 28.8%), зрителей – 52 млн. Да, во многом это за счёт как раз рекорда «Движения вверх» (это релиз 2017 года), ведь его прокат пришёлся на 2018 год. Но это показатели промежуточные. Вот закончится этот год – тогда и можно будет оперировать финальными цифрами.

Если по итогам года и не будет установлен новый кинорекорд – это, конечно, огорчительно для чиновничьей отчётности, но не говорит о кризисе отечественного кино. Кино ведь не бухгалтерия, а искусство, оно ищет новые жанры, новые темы – и успехи предыдущих лет показывают, что в конце концов результат будет.

– Однако последней картиной, сумевшей собрать в прокате ощутимые суммы, стал в этом году «Тренер» Данилы Козловского – 800 млн руб. Всё остальное  намного скромнее. А вышли голливудские «Мстители» – и легко собрали миллиард.

img-20180423125851-586– Скажу больше: считаю, что «Тренер» заслуживал большего – достойное кино. Возможно, просто не угадали с пиком футбольного ажиотажа: он у нас пришёлся не на весну, когда был прокат фильма, а на лето, на волне восхищения игрой нашей сборной на чемпионате мира. Но это так, частное мнение.
Если говорить об общих проблемах российской киноотрасли, то, во-первых, многие наши фильмы недорекламированы (???). Во-вторых, у многих картин мало сеансов. А те же «Фантастические твари» получили 70 % сеансов в течение дня! Третье: миллиардные сборы российского фильма – исключение, к сожалению, а не правило. А миллиардный сбор очередной серии про супергероев – в порядке вещей.
Как с этим бороться? Мы либо должны производить нечто подобное с учётом национальной специфики. И такие попытки есть – «СуперБобровы 2» (в прокате провалились), например. Есть отличные мультфильмы, на которые можно ходить всей семьёй, – все эти богатыри, снежные королевы, как говорится, «поймали фишку».

1509626632Другой выход – делать экстракачество. Понятно, что фильм «Движение вверх» лучше любой американской спортивной драмы. Фильм «Последний богатырь» – уникальное сочетание национального продукта, западного качества, хорошей рекламы. Но это – повторю – исключение из правил.

Поэтому мы будем ставить перед Фондом кино соответствующую задачу: снимать больше блокбастеров, значок Фонда кино должен стать знаком качества, ориентироваться на максимально широкую аудиторию. Лучше делать меньше детских фильмов, чем сейчас, но снимать их так, чтобы они могли конкурировать с Голливудом.

– Режиссёры наши не очень-то хотят делать кино про современность. Почему? Разучились? Или современность сегодня такая неопределённая, что творцы просто не знают, как к этому подступиться?

13091309102214– Это как раз и есть очередной вызов для кинематографического сообщества. Обратите внимание: предыдущие рекорды были поставлены за счёт героико-исторической тематики – о Великой Отечественной (приличные сборы только у «Сталинграда»), о СОВЕТСКИХ победах в космосе и спорте. Эта тема очевидно востребована в обществе, она беспроигрышна, в ней по определению заложена шкала ценностей, которая полностью соответствует русской культурной идентичности. Эти победы уже случились, мы о них всё знаем, мы на этих победах и воспитаны.

Современность – это история, которая ещё не завершена. Она творится на наших глазах. Шкалу «хорошо – плохо» к ней приложить сложнее. Работники киноотрасли – такие же граждане, как и зрители, у каждого есть своё мнение о проблемах.

Надеюсь, как раз успехи в жанре героико-исторического кино этот ключ к сердцу зрителя и подсказывают.

Юлия Шигарева (АиФ, полный текст здесь http://www.aif.ru/culture/person/vladimir_medinskiy_nado_uvazhat_svoyu_istoriyu_a_ne_proklinat_eyo)