Госпродюсер С. Сельянов по-прежнему думает об «увеличении доли российского кино за счёт увеличения господдержки», а не о его рентабельности

pic_fabbdb2793c4a7c8c498ad455c391ef4В 2019 году российское кино ждут реформы в системе распределения господдержки кинематографии — их уже анонсировал министр культуры, представляя новое руководство Фонда кино. Сегодня, как известно, деньги по этой статье идут по двум каналам. Министерство культуры традиционно отвечает за авторское, дебютное, социально значимое кино, Фонд кино — за зрительский сегмент. При этом средства между ними распределяются примерно поровну. Однако, по словам министра, если работа фонда будет признана эффективной, начиная с 2020 года его бюджет будет увеличиваться за счет денег министерства. Соответственно, расширится и спектр фильмов, поддержкой которых будет заниматься Фонд кино.

Идея это вполне разумная, правильная. Она давно обсуждается в индустрии. Конечно, многое зависит от конкретных деталей, поэтому предметно рассуждать об этой реформе можно будет чуть позднее. По поводу же эффективности — ни для кого уже не секрет, что последнее время российское зрительское кино достигло больших успехов (согласно прогнозу Фонда кино, по итогам 2018 года доля российского кино может составить 30%. — «Известия»).

TASS_4138941-pic668-668x444-66102Сегодня уровень господдержки зрительского кино составляет примерно 3 млрд рублей. Номинально эта сумма не менялась все последние годы, но объективно она снизилась более чем в два раза. Как мы посчитали, 3 млрд в 2010 году — это в ценах 2018 года примерно 1.4 млрд, что связано и с инфляцией, и с падением курса. В кино, к сожалению, все еще очень велика валютная составляющая. Компьютеры и софт, съемочное оборудование, большая часть транспорта, а также ткани, краски, многие строительные материалы, инструменты и так далее — всё это у нас не производится и закупается в валюте, что сказывается на бюджетах фильмов, которые считаются в рублях.

Если ничего кардинально меняться не будет, я думаю, мы и дальше сможем удерживать долю в 20–25%. Однако, нужно понимать, что мы вышли на плато, достигли максимальных результатов при имеющихся возможностях. В дальнейшем доля вряд ли будет расти, если не увеличится уровень государственной поддержки, который является очень мощным драйвером развития. Необходимо подчеркнуть, что в киноиндустрии много частных денег, однако именно государство играет роль якорного инвестора.

300px-Obama_and_Medvedev_sign_Prague_Treaty_2010Я думаю, что мы вполне могли бы перебраться за 30% в течение трех лет — при условии увеличения господдержки РАЗА В ДВА. В масштабах страны — это небольшие деньги, тогда как значение этого рывка для культуры трудно переоценить. Кино обеспечивает общую идентичность, объединяет государство в единое целое. С недавних пор наше кино активно представляет Россию за рубежом. Раньше успешно продавалась только отечественные авторские картины. Теперь практически каждый качественный зрительский фильм продается в десятки стран. А рост и развитие экспортного потенциала — еще одно свидетельство повышения уровня нашего кино.

Iz.ru (полный текст здесь https://iz.ru/811344/sergei-selianov/konkurirovat-s-gollivudom-realno)