Снятый для ТВ «Гоголь» неожиданно стал кассовым хитом кинопроката

woiCOlBgeGВ последние годы мировая киноиндустрия устойчиво развернулась от большого экрана к телесериалам. Туда уходят известные режиссеры и актеры, фильмы становятся сериалами после проката в кинотеатрах. Но российский телеканал ТВ-3 повернул против потока. После кассового результата «Гоголя», задуманного как телесериал, но вышедшего в кинотеатрах, канал решил сделать на такой прием стратегическую ставку. Его возможности оценивают и другие участники рынка, но пока не уверены, что новый формат даст стабильный результат на потоке.

Продюсеры «Гоголя» Валерий Федорович и Евгений Никишов говорят, что решили показывать его в кино от страха. Дорогостоящий восьмисерийный сериал исходно снимался по заказу ТНТ, но тот отказался от драматических проектов, и «Гоголь» достался ТВ-3 — каналу с меньшей аудиторией.

egor-baranov1Когда осенью 2016-го ТВ-3 об этом объявил, режиссер сериала Егор Баранов написал Евгению Никишову возмущенное СМС. Помимо личных расстройств он жаловался на проблемы с актерами, которые снимались в сериале для ТНТ, а на проект для ТВ-3 не подписывались: «Я занимаюсь этим проектом уже второй год, каждый день здесь на смене — как подвиг по колено в грязи. И ради чего? Чтобы этот материал «слили», и он не стал никаким событием?».

Но вышло иначе. Неожиданно для всех первая часть «Гоголя» еще до телеэфира окупила весь проект, производственный бюджет которого составил, по данным Kinodata.pro, около 200 млн руб. Все три части вошли в топ-10 самых кассовых российских премьер этого и прошлого года, в кино их посмотрело 5 млн 819 тыс человек. Сборы России и СНГ составили 1 млрд 386 млн руб., что превзошло самые смелые ожидания канала.

karo_prokatПоловину оставили себе кинотеатры, комиссию получил дистрибьютор (источник в индустрии говорит, что у прокатывавшего «Гоголя» «Каропроката» она обычно составляет около 12%), но после показа в кино «Гоголь» несколько раз прошел по телевизору и на рекламе заработал, по оценке главы российского офиса Etat Control International Дмитрия Кураева, еще почти 30 млн руб, в том числе около 17 млн руб на ТВ-3 и 11 млн руб— на ТНТ.

В России немного качественных франшиз, хорошую кассу собирают в основном голливудские истории, отмечает аналитик Kinodata.pro Сергей Лавров. В топ-10 самых кассовых франшиз за два года в РФ вошли только два отечественных проекта: «Елки» и мультфильм «Три богатыря».

«Гоголь» можно сравнить с франшизой, в которой серии выходят с более короткими интервалами,—это для рынка ноу-хау, считает господин Лавров: «Тут сработал жанр, сочетающий в себе мистику, детектив и хоррор, плюс много рекламы».

За опытом ТВ-3 наблюдают все — как за любым нестандартным экспериментом, его будут повторять и сам канал, и, возможно, остальные, уверен руководитель крупной медиакомпании: «Они первопроходцы, никто такого раньше не делал. Теперь любой производитель, столкнувшись с форматом, который укладывается в эту стратегию, может его использовать, многие захотят на этой теме хайпануть. Но история с «Гоголем» без невероятной маркетинговой поддержки «Газпром-медиа» могла и не выстрелить, и нет гарантий, что такой подход сработает на потоке».

Анна Афанасьева (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3821900)