Мировая премьера фильма ученика А. Сокурова «Мальчик русский» с успехом прошла на МКФ в Берлине

MV5BNGI0N2JkNzYtMmFjMi00YWZhLTkxZDQtNzY5MjhmNGYwZGRhXkEyXkFqcGdeQXVyOTc4OTI5MDI@._V1_SY1000_SX1500_AL_Берлинский кинофестиваль показал в программе «Форум» дебютный фильм Александра Золотухина «Мальчик русский«. Режиссер – выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, которая становится идеальной кузницей талантов для нашего кино: у нее что ни премьера – международное событие.

В сопоставлении с весьма унылым пока фестивальным репертуаром этот фильм, при всех возможных оговорках, знаменует рождение режиссера, способного подарить нам много ярких сюрпризов. У него есть свой взгляд, хорошая дерзость и умение воплотить необычный замысел в убедительных образах.

Александр Золотухин пошёл необычным повествовательным путём: он поставил задачей вернуть зрителям то время совершенно буквально. На поцарапанной пленке, где проступают пятна старости. С зернистым выцветшим изображением. С исчезнувшей фонограммой, которую пришлось переозвучить: диалоги в своей безликой информативности напоминают иностранные субтитры — вне интонации, характеров и наций. И с людьми, образы которых проступают сквозь зыбкое марево времени: у них нездешний взгляд, нездешний облик и нездешняя манера общаться.

В этом кино ничего не происходит такого, что можно пересказать, но любой его кадр потом не выгнать из памяти.

MV5BOWI4OGFkMTUtOTVmNi00MjkzLTk1YzUtZThjOTNkNjNjNzI5XkEyXkFqcGdeQXVyOTc4OTI5MDI@._V1_SY1000_SX1500_AL_Режиссер заинтересовался Первой мировой, увидев в Интернете картинки той поры. Пошел вглубь и увидел: там люди другие! Своих персонажей он искал на заводах и в военных школах, а главного героя нашел в Петербурге — Володю Королева (на фото слева) с его прозрачным лицом и профилем как на старинных фото. Собранная им команда людей с заскорузлыми рабочими руками и упрямым взглядом помогла вернуть образ России, знакомый по журналу «Нива» и немой кинохронике. Образ России, для которой все великие потрясения века еще впереди. И музыка Рахманинова, написанная примерно в те же годы двух главных войн, все это уже предвещала.

Фильм Золотухина для широкого проката, думаю, безнадежен (дистрибьютора пока у него нет – при. Главреда), но он ценен для хода нашего кино: тридцатилетний автор нащупал еще не тронутую струну. Только попробовал ее звучание — оно оказалось живым и волнующим. Его попытки воссоздать натуральную, хоть и художественно преломленную среду иных времен, заново увидеть мир через призму великой музыки, найти иное соотношение условного и безусловного — во всем этом, несомненно, есть перспектива. Пока туманная, как зернистая картинка фильма, но, по-моему, увлекательная и потенциально плодотворная.

MV5BZGYxOTg1MzMtZjk0ZC00ZjA2LTgzNzQtMGEwMzcxZmIzMTQ1XkEyXkFqcGdeQXVyOTc4OTI5MDI@._V1_SY1000_SX1500_AL_Александр Сокуров: «Возможно, кому-нибудь фильм покажется немножко наивным, немножко каноническим, но наивным и каноническим является любой взгляд в прошлое. Нам никуда не деться от любви к прошлому, от сочувствия к ушедшим героям и от своей вины перед ними. Как будто бы наша участь обещает быть лучше и благонадежнее! Посмотрите этот фильм с открытым сердцем и доверием».

Валерий Кичин (rg.ru, полный текст здесь https://rg.ru/2019/02/10/na-berlinale-pokazali-film-aleksandra-zolotuhina-malchik-russkij.html)