Почему компания «Люксор», одна из ведущих независимых киносетей России, «вылетела в трубу»?

luxor«Люксор», еще год назад считавшаяся шестой по количеству залов киносетью страны, к январю 2019 года потеряла контроль над большей частью кинотеатров, свидетельствуют данные исследовательской компанией «Невафильм Research».

«Люксор» — одна из старейших киносетей России. Ее первый кинотеатр был открыт в 1998 году.

Максимального количества кинотеатров и залов сеть достигла в 2016 году — 23 и 158 соответственно.

люксор2Провал киносети, по словам собеседников РБК, обусловлен стратегией и приоритетами, которые заложили в основу бизнеса ее совладельцы (на фото они слева и в центре) — Евгений Ленский и Игорь Добровольский.

«Собственники «Люксора» слишком оптимистично смотрели на рост рынка, не прислушивались к мнению тех, кто говорил, что реального роста нет и не предвидится», — утверждает председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Российская касса за последние десять лет выросла более чем в два раза — с 22.3 млрд руб. по итогам 2009 года до 50.3 млрд руб в 2018-м. Но во многом этот рост был обусловлен инфляцией: просто за эти десять лет вдвое подорожали билеты, следует из данных Росстата.

Люксор», по словам Березина, активно развивалась, в том числе на заемные средства российских и зарубежных банков. Но начиная с 2014 года в отношении России стали вводить санкции и, как следствие, указывает Березин, владельцы «Люксора» утратили возможность перекредитоваться.

Владельцы «Люксора» тратили деньги и на кинопроизводство, очевидно, изымая их из оборота, предполагает Березин. Ленский и Добровольский были продюсерами двух лент — триллера «Владение 18» (вышел в прокат 2013 году) и анимационного фильма «Фиксики. Большой секрет» (2017 год).

thumbПомимо этого, Добровольский был также сопродюсером мелодрамы «Москва. Я терплю тебя», вышедшей в прокат в 2016 году.

И «Владение 18», и «Москва. Я терплю тебя» провалились в прокате. Заявленный производственный бюджет первого фильма равнялся 35 млн руб при кассовых сборах в России 10.2 млн руб, второго — 40 млн руб и 3.4 млн руб. соответственно. Успешными были только «Фиксики»: при производственном бюджете 200 млн руб (на самом деле он был от 270 млн руб до 360 млн руб – прим. Главреда) мультфильм собрал в прокате 418 млн руб.

В чем, по мнению участников рынка, ошиблись владельцы киносети «Люксор»:

— слишком оптимистично оценивали рост рынка;

— развивались преимущественно на заемные средства;

— испортили отношения с кинодистрибьюторами;

— как продюсеры инвестировали в неудачные кинопроекты.

Мария Истомина, Надежда Фёдорова (rbc.ru, полный текст здесь https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/02/2019/5c5d98599a794723e59b755e?from=main&fbclid=IwAR1R9iqzCqoWSI_ebC8PhTZjDb3LRjwHCYJQdQP4vHepgiqRqYTSRU1keSU)