А. Плахов: протекционизм российского кино, доведённый у нас до идиотизма

src_1z882s4xkorolevskii-korgiУ всех на слуху похожая на притчу история с прокатным провалом российского (хоть и снятого с участием зарубежных копродюсеров) мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра», которому, по словам директора департамента кинематографии Минкульта Ольги Любимовой, «кинотеатры устроили темную». Это стало результатом попытки продюсеров «Гурвинека» с помощью того же Минкульта передвинуть дату релиза его главного конкурента — бельгийского анимационного фильма «Королевский корги» (на фото слева). Причем, что особенно возмутило дистрибьюторов и прокатчиков, всего за несколько дней до объявленного релиза. Но Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК), представляющая частный бизнес, запротестовала и объявила бойкот (?) «Гурвинеку», сорвав его «наполеоновские» планы (по кассовым сборам – прим. Главреда).

inx960x640Незадачливые продюсеры этой ленты хотели воспользоваться законом, согласно которому в ситуации выбора предпочтение отдается отечественному фильму перед иностранным. Подобные конфликты сотрясают российский кинопрокат и киносообщество не первый раз за последнее время. В январе 2018-го Минкульт пытался перенести релиз фильма «Приключения Паддингтона 2», а в декабре ради патриотического блокбастера «Т-34» расчистил экраны от нескольких голливудских премьер. Но даже если в каких-то случаях был достигнут тактический выигрыш («Т-34» протаранил отсутствующих конкурентов и сорвал кассу), стратегически подобная практика не пошла на пользу отечественной киноиндустрии и зрителю.

bf2b944aef9e9ae94677844970514b2cПатриотизм — дело, конечно, хорошее, и вытекающий из него протекционизм тоже допустим в разумных границах, но не надо доводить его до идиотизма.

Госфинансирование отечественных картин приходит с опозданием и никак не обнаруживает тенденции к росту. Боюсь, что и продюсерам и киночиновникам надо осознать, что, как и во всем мире, затраты на пиар и маркетинг составляют значительную часть бюджета любого большого проекта. Пример тут — не только Франция, но и Китай, и Южная Корея. Кинематографический имидж страны в конечном счете формируется зрителями, а они бывают ориентированы на кино разных типов. При этом наступать на международный рынок можно только единым фронтом, не противопоставляя «коммерческий» и «артхаусный», «собственный» и «заимствованный» кинематограф ни за рубежом, ни внутри страны.

Андрей Плахов (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3909106)