Выплаты кинотворцам, и так получающим «безвозвратные» деньги на производство, хотят возложить на кинотеатры

8Российский союз правообладателей, Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) и организация «Сценаристы и режиссеры мира» (Writers & Directors Worldwide) предлагают ввести в Гражданский кодекс (ГК) РФ норму о «справедливом вознаграждении» режиссерам и сценаристам фильмов, говорится в сообщении этих организаций. Инициативу планируется представить сегодня на конгрессе Writers & Directors Worldwide в Москве. Поправки должны быть внесены в ст. 1263 ГК, по которой выплаты получают авторы музыки в составе аудиовизуальных произведений. Вознаграждения сценаристам и режиссерам можно выплачивать по аналогичной схеме — из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок. Речь идет не о перераспределении, а об увеличении сборов: выплаты для режиссеров и сценаристов должны рассчитываться отдельно, уточняется в сообщении.

Инициаторами поправок выступают Гильдии кинодраматургов и режиссеров, обращения планируется направить в Госдуму, Минкульт и администрацию президента, уточняет член правления Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский: «Идее уже много лет, это тяжелый бюрократический вопрос, но мы надеемся, что сможем привести ситуацию в России в соответствие с логикой закона и мировой практикой».

Сборами с кинотеатров и телеканалов в пользу авторов музыки занимается Российское авторское общество (РАО). Согласно отчету за 2017 год (более свежих данных нет), выплаты вознаграждения за этот период составили 3.7 млрд руб, из них 84% — российским правообладателям. В РАО отметили, что поддерживают инициативы участников конгресса, направленные на «улучшение положения творцов», но подчеркнули, что изменение системы не должно идти во вред пользователям прав.

scenarist_aleshkovsky-370x494По оценке Алексея Алешковского, приблизительная вилка дохода сценариста в России — от 100 тыс. руб до 1 млн руб за одну часовую телевизионную серию и 1–5 млн руб за сценарий полнометражного прокатного фильма; доход режиссеров, как правило, выше. «Отчисления авторам в первую очередь компенсируют низкий уровень или отсутствие пенсий в отрасли»,— подчеркивает он. Авторы инициативы не предлагают конкретных ставок; по закону их устанавливают сами авторские организации. Например, ставка РАО для сетевых кинотеатров составляет 1% с выручки от продаж билетов. Таким образом, например, только с проката фильма «Т-34» российские композиторы должны были бы получить около 23 млн руб (за вычетом расходов РАО), а со всех отечественных фильмов в прокате 2018 года — около 138 млн руб.

«Киноиндустрия испытывает огромную нагрузку, связанную с расчисткой дат, изменением портрета аудитории, возросшей конкуренцией со стороны онлайна, пиратством, всевозможными отчислениями и выплатами. Сейчас может обсуждаться только снижение нагрузки, иначе мы рискуем снова получить автосалоны и рынки вместо кинотеатров»,— возражают в сети «Каро».

Oleg-Berezin«Практику выплат работникам киноиндустрии из бюджетов кинотеатров можно довести до логического финала: выплачивать вознаграждения, например, буфетчицам, бухгалтерам, доплачивать зрителям за просмотр фильмов»,— иронизирует глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин. Выплаты авторам музыкальных произведений уже составляют значительную нагрузку на бюджет кинотеатров, уточняет он: на них приходится 0.8–3% общих кассовых сборов, то есть 1.6–6% дохода от проката фильма. Вознаграждения авторам музыки ввел еще Иосиф Сталин «для поддержки бедных композиторов», добавил господин Березин. Режиссеры и сценаристы, подчеркнул он, получают гонорары и «имеют много других способов заработка».

Валерия Лебедева (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3923593)