Владимир Хотиненко ратует за отчисления режиссёрам и сценаристам, а реакция на это кинотеатров ему непонятна

99f66050ebfefab4977f150c29f7880f8e3b32dcРовно 20 лет назад я снял фильм «Страстной бульвар» (…который собрал «гроши» в прокате – прим. Главреда). Сергей Колтаков играл там некогда популярного артиста, спустя годы вынужденного работать кочегаром. История, конечно, вымышленная, но сколько подобных трагедий произошло в реальности? Сколько было советских звезд, которые познали успех, а потом нищенствовали в старости? Такова профессия кинематографиста — вылететь из нее можно за три секунды. Поэтому я считаю справедливым, чтобы наши режиссеры и сценаристы получали отчисления за коммерческое использование их труда.

На днях я принял участие в большой конференции по авторским правам. Называлась она Writers and Directors Worldwide Annual Congress, ее провели в Москве несколько международных организаций. Приехали десятки делегатов из разных стран мира и рассказывали о том, как у них обстоят дела с отчислениями. У нас киноиндустрия сравнительно молодая, мы много чего еще не умеем и не знаем, поэтому пока нам приходится опираться на международный опыт.

5-09072015-575x363Сегодня и я, и мои коллеги режиссеры-сценаристы, прежде чем начать работу, подписывают договор, где есть пункт, что все права на фильм передаются продюсерам. Кроме гонорара, мы не имеем больше ничего. Пока у нас лишь композиторы — так сложилось еще с советских времен — получают дополнительные авторские отчисления с каждого показа. И я знаю, что инициатива гильдий режиссеров и сценаристов (предложения отправлены в Союз кинематографистов. — «Известия») расширить этот круг получателей вызывает вопросы в бизнес-среде.

Такая реакция для меня совершенно непонятна. Ведь это же справедливо, чтобы творцы получали деньги за свою работу. Конечно, для продюсеров, прокатчиков, владельцев кинотеатров это лишние хлопоты и затраты. Но ведь это же их бизнес. А интеллектуальный труд сценаристов и режиссеров приносит им доходы. Что до страхов о том, что новые поправки могут кого-то разорить, они мне кажутся пока преждевременными. Вот будет закон, можно будет спорить о конкретных цифрах — какой процент будет посильным, а какой — чрезмерным.

В то же время часть опасений я понимаю. Подозреваю, что продюсеры и прокатчики боятся цепной реакции. Что после сценаристов и режиссеров процент с отчислений попросят и актеры. А это совершенно другой масштаб.

Iz.ru (полный текст здесь https://iz.ru/863105/vladimir-khotinenko/protcenty-tvorchestva)