Шедевр Сергея Эйзенштейна показали с аутентично реконструированным саундтреком 1926 года

MV5BYTg4MzNiMDEtMGE5Yi00ZjYzLWJlNDAtMWEzNjZhM2M5NTkyXkEyXkFqcGdeQXVyNzMzOTAyNTc@._V1_SY1000_CR0,0,710,1000_AL_Услышать призыв Сергея Эйзенштейна по-новому — так можно сформулировать идею мероприятия, состоявшегося в концертном зале «Зарядье». Легендарный фильм «Броненосец «Потемкин» был показан в сопровождении оркестра без дирижера «Персимфанс», который исполнил реконструкцию саундтрека Эдмунда Майзеля 1926 года — единственного одобренного режиссером.

Перед показом Григорий Кротенко, комиссар коллектива, созданного по образу и подобию «Персимфанса» 1920-х, напомнил, что картина Эйзенштейна — не революционная агитка и не призыв к бунту, а, наоборот, гимн единению.

Оркестранты «Персимфанса» использовали не только музыкальные инструменты, но и всевозможные шумовые приспособления, судя по внешнему виду, вполне аутентичные. Это и корабельная сирена, и некий короб с песком, имитирующий звук волн, и даже револьвер — оглушительный выстрел, изрядно напугавший публику, дал старт самой известной сцене — расстрелу толпы на одесской лестнице. Последующие залпы винтовок в этом эпизоде изображались с помощью ударов по металлическим щитам.

kinopoisk.ru

Впрочем, никакие эффекты не помогли бы, если бы сам музыкальный материал оказался слабым. И хотя музыка Майзеля или то, что от нее сохранилось, — никак не Шостакович, озвучка из фрагментов симфоний которого стала канонической для «Броненосца», реконструированная партитура 1926 года настолько органично ложится на видеоряд, что можно понять восторг режиссера, поручившего затем Майзелю озвучить свой следующий фильм — «Октябрь».

С полной уверенностью утверждать, что в длинном списке саундтреков «Броненосца» новая редакция Майзеля — в числе лучших.

MV5BYWYyZDVmM2ItOGE2ZS00ZDkxLTk4Y2MtNjZiMjE1MjA5MDdhL2ltYWdlL2ltYWdlXkEyXkFqcGdeQXVyNjMxMjkwMjI@._V1_SY1000_CR0,0,668,1000_AL_В конечном счете главный герой здесь — сам фильм Эйзенштейна, нестареющая классика. И если саундтрек не мешает, а помогает восприятию ленты, да еще и обладает исторической составляющей, — это уже бесценно. Да и кому, как не «Персимфансу», возвращать к жизни раритеты столетней давности и напоминать публике, что партитуры не горят, а шедевры — не устаревают.

Сергей Уваров (iz.ru, полный текст здесь https://iz.ru/867934/sergei-uvarov/vystrel-v-proshloe-persimfans-ozvuchil-film-bronenosetc-potemkin)