Лариса Садилова дебютирует в Каннах

На следующей неделе откроется 72-й Каннский кинофестиваль. После объявления программы последней из параллельных секций форума — «Двухнедельника режиссеров» — наконец, сложилась полная картина ежегодного смотра мирового кино на Лазурном Берегу. В отзывах прессы (не только отечественной) фестиваль нередко сводится к основному конкурсу, и тогда начинается «плач Ярославны», что в списке конкурсантов «опять» не оказалось российской картины. На самом деле в совокупности каннских программ сложилась забавная комбинаторика, которая вывела отечественный кинематограф в разряд необходимых компонентов почти каждой из объявленных официальных и параллельных секций.

Конечно, хотелось бы, чтобы наши ленты всегда фигурировали в основном конкурсе, но в Каннах это, как правило, конкурс признанных «генералов», которых фестиваль пестует на протяжении десятилетий. От нас я бы в этот список включил из ныне живущих, помимо братьев Михалкова и Кончаловского, еще Александра Сокурова и, конечно, Андрея Звягинцева. У них в этом году к началу фестиваля новых законченных картин не оказалось. Второй по значению конкурс «Особый взгляд» также всё больше становится «генеральским» (что объясняет нынешнюю стагнацию фестиваля).

MV5BMzIxNDA2MDUwNl5BMl5BanBnXkFtZTgwNzM5MTg0NTM@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_Здесь бывают и немногочисленные исключения, и мы вправе гордиться тем, что наша страна выдвинула совсем молодого «кандидата в генералы» — ученика Сокурова из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. В позапрошлом году его полнометражный дебют «Теснота» был показан в «Особом взгляде» и удостоен уважаемого приза Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), а теперь его новый фильм «Дылда» фигурирует в том же разделе. Есть все основания полагать, что в случае успеха молодой режиссер может через год оказаться и в основном конкурсе.

В последних дополнениях к официальной программе, наряду с ожидаемыми в основном конкурсе картинами Квентина Тарантино («Однажды… в Голливуде») и Абделатифа Кешиша («Мектуб, любовь моя. Интермеццо»), в программе «Особый взгляд» появилась лента Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске». Это будет ее каннский дебют.

1261619Отечественные короткометражные ленты, как правило, присутствуют в программе «Синефондасьон» — она формируется из фильмов, сделанных в различных кинематографических учебных заведениях мира. В этом году здесь представлен Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, что подтверждает участие старейшей (вместе со ВГИК или даже до него) киношколы мира в перспективном развитии кинематографа. Лента Олеси Яковлевой «Сложноподчиненное» ставит, по нашему обыкновению, сложные вопросы и задачи не только перед переводчиками, но и перед членами соответствующего жюри, а также зрителями.

Кирилл Разлогов (iz.ru, полный текст здесь https://iz.ru/873720/kirill-razlogov/generalskaia-lestnitca)