ВЯЧЕСЛАВ ШМЫРОВ: «НЕВОЗМОЖНО БЕСКОНЕЧНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕСУРСЫ СТАРОГО СОВЕТСКОГО КИНО»

С 14 по 20 мая в Батуми пройдет Четвертый сезон Международной киношколы молодых кинематографистов СНГ «Содружество», организованный при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). Накануне старта работы проекта мы встретились с художественным руководителем и генеральным продюсером Международной киношколы молодых кинематографистов СНГ «Содружество», киноведом, членом Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреатом премии Москвы Вячеславом Шмыровым и поговорили о кинопроцессах в странах бывшего СССР и связях поколения «рожденных не в СССР».

— Уже можно подвести итоги первых лет существования проекта? В работе первой киношколы со своими короткими метрами принимали участие Кантемир Балагов и Владимир Битоков, которые потом громко заявили о себе на больших фестивалях…

index_1sayt_— Ну это целиком заслуга их учителя Александра Николаевича Сокурова и их самих… Мы направлены на поиск и попытку связать ярко заявивших о себе дебютантов. Кстати, кроме «сокуровцев», с полными метрами в этом году выступают Нариман Алиев из Украины, чей полнометражный дебют участвует в Каннском кинофестивале, он – наш прошлогодний участник, и все тот же Эльмар Иманов, его полнометражный дебют получил награду МКФ в Роттердаме. В разных республиках кинопроцесс устроен по-разному – в зависимости от местных возможностей и традиций, на территории бывшего СССР нет какого-то единого государственного стандарта на тему кино, а с некоторыми странами, как ни странно, у России нет межгосударственных договоров, поэтому так нелегко прийти к общему знаменателю. Что мы ощущаем особенно сейчас, когда нашей ближайшей целью стал совместный фильм-альманах под очень условным названием «Рожденные не в СССР», который мы хотим снять (хотя формально некоторые наши участники родились как раз в последние советские годы).

— Можете сказать пару слов о кураторах (а в этом году это режиссеры Иван И. Твердовский, Алексей Чупов, Наталья Меркулова, Наталья Кудряшова)? Почему именно они, и какое послание, по-вашему, они должны передавать молодому поколению кинематографистов из стран СНГ?

4e70783b2477ce010abf2d6f8c9b9331 — Изначально мы стремились к тому, чтобы кураторами были люди с солидным творческим багажом, но потом поняли, что новые кинематографисты очень далеки от советских кинореалий. У них даже профессиональный язык немного другой. И еще им важнее получить уверенность, что завтра они могут сделать свой следующий шаг – снять полнометражную картину. Именно поэтому с определенного момента мы решили делать ставку на вчерашних дебютантов, но дебютантов обязательно успешных, с большим опытом международной фестивальной жизни, участия в копродукции – таких, как Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова, Александр Котт, Алексей Герман-мл., Михаил Сегал…

Наталья Меркулова, Алексей Чупов и Наталья Кудряшова были нашими кураторами два года назад. За это время Меркулова и Чупов сняли фильм «Человек, который удивил всех», а главную роль в нем сыграла Кудряшова, она даже за эту работу получила приз Венецианского МКФ. Кстати, именно Наташе Кудряшовой принадлежит тема микрофильмов, которые будут сниматься в этом году, – «Пограничное состояние».

229caf5b584c4c6e5d3eb39e70284861Алексей Федорченко представит свой уже хорошо известный фильм «Война Анны» и выступит с мастер-классом. Как и впервые приезжающий в Батуми легендарный рок-музыкант Рома Зверь, которому прошлый год принес успех (в том числе и награду в Каннах) как композитору и исполнителю главной роли в фильме Кирилла Серебренникова «Лето». Вместе с режиссерами будут курировать процесс кинокритики Дмитрий Савельев, Евгений Майзель, бессменный программный директор киношколы Александра Жукова.

Жан Просянов (kino-teatr.ru, полный текст здесь https://www.kino-teatr.ru/kino/person/676/)