Публичный разговор о кинопрокате, ТВ и VOD прошёл вчера в МШК – версия «прогноза на будущее» от А. Бырдина

2016-01-26_RUS_MSK_TVKINORADIO_CSTB_BIRDIN_ALEXEY(ASSOCIACIA_INTARNETVIDEO)-9Все-таки хочется попробовать сделать упражнение, чтобы выяснить, каков будет реальный объём денег на производство оригинального российского контента, и кто будет его основным заказчиком (из чего уже вытекают параметры хронометража, требуемого production value, жанровых особенностей и возрастных рейтингов).

Дано: По факту есть 5 «карманов», 5 сред монетизации: 1) Федеральное эфирное ТВ; 2) Платное [кабельное] ТВ; 3) VOD сервисы, куда относим и UGC; 4) Кинопрокат; 5) «экспорт», т.е. монетизация вне России любым способом — зарубежный прокат, продажа в Netflix и т.д.

Посчитаем глубину карманов… Первая цифра — объём конкретного рынка по данным основного измерителя, вторая цифра — оценочная цифра ёмкости рынка по затратам (потенциалу монетизации) на контент вообще, третья цифра — оценочная цифра ёмкости затрат на оригинальный кино-сериальный российский контент, четвёртая цифра — % доля третьей цифры от первой. Все абсолютные цифры — в млрд рублей по состоянию на 2018 год.

1) Эфирное ТВ: 180/100/40/22% (40 — оценка Игоря Мишина (Igor Mishin))

2) Платное ТВ: 100/30/0/0% (это не опечатка… лично я не смог вспомнить примеров фильмов/сериалов, созданных для показа на кабельных каналах).

3) VOD: 24/12/1,5/6% (по ощущениям, не больше ₽1-2 млрд было потрачено VOD сервисами на оригинальный контент, вспоминая ТНТ-Премьер, Start, эксперименты ivi с анимацией и ко-продукцией.

4) Прокат: 50/22/6+3/18% (6 — это 27% «русской доли» им. Мединского, а 3 — это размер субсидий от Фонда кино и Минкульта, которые тоже надо брать в зачёт).

5) Экспорт: сборы в иностранном кинопрокате или «прямые» продажи всего российского кино за рубеж в «твёрдый счёт» или с отчислениями (royalty)?

_fil5934_-_aleksey_byrdin_-_associaciya_internet-videoИтого получаем из 4 «карманов» по 2018 году: 40+0+1,5+9=₽50,5 млрд на создание кино и сериалов в РФ с долей эфирного ТВ ~80%.

И теперь посчитаем потенциал роста с учётом разных факторов в горизонте от 3 до 5 лет. Тренды такие:

— конкуренция за внимание и кошельки зрителей будет расти;

— эфирная реклама растёт плохо;

— рынок платного ТВ достиг насыщения и погряз в демпинге;

— VOD рынок растёт очень хорошо, а пиратов мы обуздаем;

— рынок лицензионных VOD прав «перегрет», платформы декларируют планы по инвестициям в контент;

— Кинопрокат стагнирует и бурного роста не ждёт;

— с экспортом? (там есть рост – прим. Главреда) .

IKtRFckxDrkСпрогнозировать можно. Возьмём только рост рынков (первая цифра, см. выше) и прикинем, что будет с ёмкостью затрат на оригинальный контент с учетом оценки по доле расходов на него сейчас и поправкой на тренды — в млрд рублей.

1) Эфирное ТВ

2021 год: 200 — всего / 45 (22,5%) — на контент;

2023 год: 210 — всего / 45 (21,5%) — на контент;

2) Платное ТВ

2021 год: 110/3 (2,7%) — что-то придётся вкладывать, наверное …

2023 год: 120/5 (4%)

3) VOD

2021 год: 50/7,5 (15%) — явно будут тратить больше, а рост рынка будет сильным;

2013 год: 75/15 (20%) — усиление тренда и затрат

4) Кинопрокат

2021 год: 55/10 (18%)

2023 год: 60/11 (18%) — ну, вряд ли сильно больше…

5) «Экспорт»

Прогноза нет, не на что опереться, но, наверное, миллиарда 2-3 рублей из-за рубежа извлекать научатся? (уже сегодня это 2-3 млрд руб только сборы в зарубежном прокате – прим. Главреда)

Резюмируем прогноз денег на кино-сериального производство в России в 2021 году: 45+3+7,5+10+2=₽67,5 млрд (доля эфирного ТВ 2/3), рост к 2018 году ~33%.

В 2023 году: 45+5+15+11+3=₽79 млрд (доля эфирного ТВ ~55%), рост к 2018 году ~63%.

Верите в это?

Алексей Бырдин (fb) для kinodata.pro