МЕНЬШЕ ЗАТРАТ, БЫСТРЕЕ ПРОКАТ! (о «кассовости» зарубежного кино последнего десятилетия)

Постоянный читатель нашего сайта прислал в редакцию великолепную, но очень большую исследовательскую работу (научно-публицистическое исследование) о современном кинобизнесе, которую просил опубликовать. Поэтому мы будем делать это по мере возможности с продолжением. Рекомендуем всем любителям кино – она очень любопытна, как минимум.

kinoitogiЧАСТЬ ПЕРВАЯ. 2016 год в России был объявлен Годом кино, поэтому будет закономерно подвести итоги ушедшего «синематографного» года обзором киноиндустрии. И, прежде чем исследовать отечественную продукцию,  предстоит вкратце охарактеризовать мировые тенденции, определить, какие жанры являются наиболее актуальными за последние 10 лет включительно (2006-2016 гг). Перед тем, как перейти к обзору, оговорим ряд условий, дабы читатели имели полное и цельное представление, о чем же пойдет речь в статье:

– один фильм редко имеет единственную четкую жанровую характеристику, обладая признаками сразу нескольких видов; создатели, присваивая своим творениям целый комплекс жанров и размывая границы между ними, тем самым стремятся охватить как можно более широкую аудиторию. Например, «аниме, семейный, мультфильм», или «боевик, приключения, фэнтези, триллер». Это существенно затрудняет дифференцированное исследование;

– обзор не преследует цели сравнить современные фильмы с классикой советского периода или «золотым веком» зарубежного кинематографа (для каждой страны он варьируется в пределах нескольких десятилетий), ибо такое сравнение будет явно не в пользу первых;

– в поле зрения автора попали только ленты, в аккурат вышедшие в последнее десятилетие (2006-2016 гг. включительно), за исключением еще находящихся в прокате с последней декады декабря 2016 г., а также анонсированных или находящихся в стадии планирования: неизвестно, выйдут ли такие фильмы вообще, и что они будут содержать – тоже не совсем ясный вопрос;

– речь пойдет о художественном полнометражном зарубежном кино; хотя фильм и сериал являются разновидностями одного вида киноискусства, они различаются длительностью показа (хронометражем). В данном случае эта разница – существенна, поскольку сериалы не демонстрируются на экранах кинотеатров (за редким исключением) и не участвуют в оценке «кассовости». Таким образом, каждый из кинопродуктов требует своего подхода;

252093.700xp– главный критерий анализа – «кассовость», то есть сколько конкретный фильм в прокате срубил конкретного «бабла» с конкретного зрителя (без последующей пост-прокатной реализации или сдачи в прокат копий картины). Само понятие «кассовые сборы» сегодня, к сожалению, отнюдь не говорит о качестве ленты, а скорее свидетельствует о ее «звездном составе», раскрученности и пиаре, грамотно организованном промоутерами. Преимущество, безусловно, находится в руках богатых влиятельных продюсеров, «заказывающих музыку». Это способствует попаданию на экраны низкопробного материала, в то время как фильм, действительно заслуживающий просмотра, остается обойденным вниманием публики и во многом остается неизвестным; одним словом, «кино – в массы, деньги – в кассы!»;

– оценка дана только наиболее популярным массовым жанрам – в силу широкой дифференциации, разумнее объединять смежные жанры в одну категорию, дабы не распылять понапрасну внимание; то же самое утверждение относится к фильмам – выбраны наиболее популярные, находящиеся у всех «на слуху»;

– оценка таких характеристик кинолент, как игра актеров, ляпы, задумки режиссеров, содержание сценариев, количество завоеванных кинонаград также не входит в задачи исследования и используется лишь косвенно в качестве доказательств или фона описываемой картины;

– опущены такие характеристики фильма как страна-производитель, съемочная группа, дата выхода за исключением случаев, где эти данные необходимы (например, существует несколько кинокартин с одинаковым названием) или приведены для полноты описания; все остальные данные читатель / зритель может легко посмотреть на специализированных киносайтах;

– представленная жанровая типологизация переработана из общепринятой классификации с учетом всего вышеперечисленного; на основе личных соображений автора создана новая классификация с содержательными названиями жанров – нет смысла рассматривать существующие жанры или согласно им распределять вышедшие фильмы, если это уже сделали их создатели; по скромному мнению автора, жанротипология нуждается в переработке в соответствии с новыми тенденциями, и представленная классификация призвана учесть меняющийся мир синематографа по состоянию на текущий момент;

box-office-300– немного о ключевых понятиях и терминах, используемых в статье: киножанры – классификация, по которой происходит распределение отснятых картин в кинематографе согласно их наиболее существенных свойств, совокупности формальных и содержательных особенностей; кассовость – совокупная прибыль, которую фильм в ходе проката заработал благодаря кассовым сборам (выручке от продажи билетов) во всех кинотеатрах, где он демонстрировался (сегодня степень прибыльности является главным критерием рентабельности и доходности ленты); окупаемость (синоним – чистый доход) – превышение доходов (кассовых сборов) над расходами (бюджет фильма) в относительном (разовом, процентном) или абсолютном (количественном, денежном) выражении; кассовый провал – коммерческий неуспех или недостижение ожидаемых экономических результатов от финансовых вложений в какой-либо проект (актуальность понятия стала возможна вследствие повышения в большинстве стран уровня коммерциализации искусства), косвенно связанных с художественными особенностями произведения и популярностью у зрителей; дистрибьютор (англ. distributor – «распространитель») – компания / индивидуальный предприниматель, занимающаяся оптовой закупкой определенного набора товаров у крупных фирм-производителей с целью дальнейшей перепродажи этих товаров реализаторам розничной и мелкооптовой торговли на региональных рынках; промоутер – частное лицо, группа лиц или юридическая компания, занимающиеся целенаправленной рекламой и продвижением товара; кинофраншиза (от фр. franchise – «льгота») – ряд композиционно самостоятельных кинофильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями; спин-офф (англ. spin-off – «раскручиваться») – художественное произведение, эксплуатирующее популярность, признание или коммерческий успех другого, вышедшего ранее, произведения за счет использования его персонажей или вымышленного мира; ремейк (англ. remake – «переделка») – выпуск новой версии снятого ранее оригинального фильма с видоизменением или добавлением в нем собственных характеристик; сиквел (англ. sequel, от лат. sequo – «продолжаю») – фильм, по сюжету являющийся продолжением какого-либо другого; приквел (англ. prequel – «до сиквела») – фильм, хронологически описывающий события, предшествующие более раннему первоначальному фильму; блокбастер (англ. blockbuster – «разрушитель квартала» или «тяжеловесный бомбардировщик»; синоним в русском языке – супербоевик) – термин-жанр, введенный для обозначения очень популярного и коммерчески успешного продукта, как правило, высокобюджетного фильма для массового зрителя с предполагаемым высоким доходом в прокате; протагонист (от греч. «первый», «состязаюсь» «борец») – главный герой произведения; антагонист (от др.-греч. «соперник», «противник») –персонаж, противодействующий главному герою в художественном произведении;

– статья не входит в число пропагандистских материалов агрессивного «квасного патриотизма» («ура-патриотов», «лакейского патриотизма»), не поддерживает «крымнашистов» и политику руководства страны, не выгораживает «стряпню» отечественного кинематографа и приветствует конструктивную критику отдельных позиций мнения автора;

– автор обзора – неспециалист в области кинематографии, обычный среднестатистический зритель, не связанный корпоративной этикой с творческим бомондом и не отягощенный задатками гениальности;

– предупреждение: в исследовании часто встречаются личные предпочтения и оценки автора относительно различных элементов кинематографа, нередко имеющие эмоциональную окраску; разумеется, все они – субъективны и могут не совпадать с точкой зрения читателей;

– и да: автор посмотрел все упомянутые в обзоре художественные фильмы, поэтому знает, о чем говорит!

pv_60243Главное условие отбора – «кассовость», количество денежных средств, собранных фильмом (читай, режиссерами-продюсерами-актерами-компаниями) в период проката в кинотеатрах. К сожалению, сегодня самоокупаемость и прибыли – это главное условие, по которому судят об успехе или провале картины, игнорируя ее качество, моральные ценности и смысловые нагрузки, которые должно нести настоящее Кино, каким оно было некогда зарубежом и в нашей стране. К слову: лидер проката в СССР выявлялся по посещаемости кинотеатров в период проката (точнее, по числу проданных билетов). Думается, число посетивших фильм зрителей – более объективный показатель качественности и долгоиграемости, превращающий ленту из однодневки в истинный шедевр, который хочется пересматривать бесконечно. «Раньше режиссеры в свои фильмы вкладывали душу, и зритель платил за это своей любовью. Сейчас режиссеры вкладывают в кино деньги, и зритель платит им тем же» (прим. авт.)

Игорь Сергеевич Томилов (историк Российской академии наук) для kinodata.pro

Продолжение следует…