Украинский кинорынок для российских фильмов ещё полностью не потерян

28048Сотрудничество двух кинодержав всегда было тесным: российские фильмы и сериалы часто создавались при участии Украины и прокатывались одновременно и там, и там. Допустим, сериал, снятый в России, сначала попадал на украинский экран и уж потом его показывали у нас, как это произошло с «Красными браслетами» (драматическим телесериалом о детском корпусе в больнице). Впрочем, последние годы не прошли даром — запрет многих российских фильмов и сериалов в соседней стране привел к победе украинского киноимпортозамещения. Хотя в этом году комедийная драма «Громкая связь» сильно «прогремела» не только в России (сборы — $8.45 млн), но и в Украине (сборы — $0.39 млн в 122 кинотеатрах).

MV5BOWQ4MTcxMDktNTFjMC00MWU4LTg1M2YtZWVkY2Y0NTI5NzhmXkEyXkFqcGdeQXVyNjAyMDAzNjk@._V1_SY1000_CR0,0,684,1000_AL_А в прошлом году там с треском провалился пресловутый мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра» ($20 тыс в 133 кинозалах), не снискавший успеха и на родине «финансирования», то есть в России — $470 тыс в 1 141 кинотеатре.

Прежде всего, конечно, в Украине ставка сделана на блокбастеры.

Если до Донбасса и Крыма в лидерах украинского проката были «Сталинград» (cборы — $3.41 млн) и «Вий» (сборы — $4.55 млн), то теперь национальный продукт конкурирует, пусть и с переменным успехом, с американским.

С 2017 года только из госбюджета Украины выделяется около $20 млн на «поддержку» местных блокбастеров (в России — около $100 млн), и эта сумма из года в год растет.

Правда, достается она только правильным с идеологической точки зрения фильмам.

MV5BZDBlNmJiMzAtMmRlYy00OTM1LWE4ZTktYTY0YjJiMDk0M2QzXkEyXkFqcGdeQXVyODc0OTEyNDU@._V1_Сегодня же для всего мира украинское авторское кино связано в первую очередь с именем Сергея Лозницы — на «Оскар» в 2018-м отправили его «Донбасс» (сборы — $70 тыс в 17 кинозалах).

Гротескный пересказ документальных фактов о гражданской войне оказался не рассчитан на массового зрителя, да и не все критики его поняли (в стране фильм посмотрело 25 тысяч зрителей, что по меркам кинопроката провал), однако спровоцировал общественный резонанс и бурное обсуждение.

Надо сказать, конфликт на Донбассе сделал из Украины настоящую Мекку документалистов: сюда едут снимать со всего мира.

Это прежде всего, отличная драма «Родные» россиянина Виталия Манского (сборы в России — $3.4 тыс) о его семье, которую разделила политическая нетерпимость.

MV5BZTRlODI1ZTEtOTgwMS00YmQyLThiMmEtNjczZjkzODQxNjA5XkEyXkFqcGdeQXVyNjg3MTIwODI@._V1_SY1000_CR0,0,711,1000_AL_— Украинская аудитория к таким фильмам, к сожалению, относится скептически, потому что убеждена, что национальные СМИ и так представляют вполне широкую панораму военных конфликтов в стране,— говорит режиссер, президент фестиваля документального кино «Артдокфест» Виталий Манский.— Поэтому украинские документалисты работают в том же русле, что их европейские коллеги: снимают камерные истории, например, про ансамбль сантехников или про членов своей семьи. Это очень качественное, тонкое кино, которое мы у себя в программе обязательно стараемся представить.

Сергей Сычёв (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3953872)