Касса российских online-кинотеатров по-прежнему очень мала

Выручка фильмов от интернет-дистрибьюции значительно отстает от сборов кинотеатрального проката.

1496302053_maxresdefaultОтечественные фильмы в 2017 году лидировали по сборам не только в традиционном кинопрокате, но и в онлайн-кинотеатрах. Так, в Okko на вершине наиболее популярных фильмов за 2017 год находились «Последний богатырь» и «Гоголь. Начало». Но онлайн-дистрибьюция до сих пор не приносит продюсерам значительных доходов: потолок сборов в ней составляет около 20 млн руб. Большим сборам мешают уровень пиратства и цены на контент.

Наиболее популярными релизами по итогам 2017 года в онлайн-кинотеатре Okko стали российские фильмы «Последний богатырь» и «Гоголь. Начало», а также боевик «Джон Уик 2». За год число просмотров российского контента выросло на 63%, а общий объем просмотров в онлайн-кинотеатре — на 133%.

При этом российские фильмы пока не собирают значимую кассу в video on demand (VoD). Так, по данным Okko, на «Последнего богатыря» пришлось около 1% от годовой выручки компании. Финансовые итоги 2017 года Okko пока не раскрывал. За 2016 год сервис выручил 775 млн руб., а за первое полугодие 2017 года — 563 млн руб. Сервис работает только по платной модели, предоставляя контент в аренду на короткий срок или продавая навсегда.

1511351710«Последний богатырь» производства Disney и Yellow, Black and White, дистрибьютором которого выступила WDSSPR, стартовал в прокате в октябре 2017 года, касса картины составила 1,7 млрд руб. Фильм стал самым кассовым среди российских релизов, но в январе 2018 года уступил первое место спортивной драме «Движение вверх» (сборы 2,875 млрд руб. на 4 февраля). Среди всех релизов сказка заняла третье место, уступив также «Пиратам Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» (2,3 млрд руб.). «Последний богатырь» «с большим успехом продается онлайн», а до того прошел на телевидении с высокими рейтингами, напоминает гендиректор компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан. Рынок цифровой дистрибуции «растет и показывает хорошие темпы развития», говорит она, не раскрывая, однако, сборы фильма в этом сегменте.

Другие онлайн-кинотеатры также не раскрывают доходы российских фильмов, но все собеседники в киноиндустрии отмечают, что выручка от онлайн-дистрибьюции пока незначительна. «Пока что доходы от онлайн-проката — это микроскопические цифры, которые не могут окупить фильм. Если сравнивать число зрителей, то успешный релиз в онлайн-кинотеатрах смотрят около 100 тыс. человек, а чтобы фильм собрал значимую кассу, надо, чтобы релиз посмотрели не менее 2,5 млн человек»,— объясняет продюсер и режиссер Жора Крыжовников («Горько!», «Самый лучший день» и др.).

online_cimena_at_home_okko2По словам продюсера, проблема во все еще «невысокой культуре» цифрового потребления и в низкой по сравнению с обычными кинотеатрами стоимости просмотра.

«Количество людей, готовых платить за контент в онлайне, растет, но в основном люди дожидаются бесплатного проката по рекламной модели или скачивают фильм с пиратских ресурсов.

В лучшем случае онлайн-дистрибьюция фильма приносит десятки миллионов рублей»,— заключает Жора Крыжовников. Такую оценку подтверждает и другой собеседник в отрасли: по его данным, крупнейшие хиты собирают в онлайн-прокате около 20 млн руб.

online-cinema_03По данным J`son & Partners, доходы онлайн-кинотеатров по итогам 2017 года могли достигнуть 9,6 млрд руб., рост к уровню 2016 года составил 23%. Доля российского кино в структуре выручки VoD-сервисов, работающих по платной модели, достигает 10–15%, а в бесплатной модели может превышать 50%. Для сравнения, сборы в кинопрокате в прошедшем году составили 57,6 млрд руб, а доля отечественного кино – 23.5% (13,5 млрд руб).

Елизавета Макарова, Анна Афанасьева (kommersant.ru, полностью текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3540053)