Представители наших кинотеатральных сетей не знают, что арт-мейнстрим – это не артхаусное кино, а тот же Голливуд с небольшими бюджетами

MV5BNGU5OGViYTgtN2E2Yi00NmU3LWFjZWEtYWJmOGYyN2YzYjBiXkEyXkFqcGdeQXVyNDYxOTY1Njg@._V1_Показ артхаусного кино в России сокращается, следует из данных «Невафильм Research». В 2017 году немейнстримовые фильмы выходили лишь в 21% кинотеатров, тогда как годом ранее — в 38%, а их сборы упали с 6,7 млрд руб. до 4,1 млрд руб. соответственно. Независимые дистрибьюторы связывают ситуацию с «конъюнктурным отбором картин» и политикой Минкульта, но крупные кинотеатральные сети настаивают, что, напротив, прилагают усилия (интересно, какие?) для популяризации артхауса.

Для сравнения, «попкорн-блокбастеры», то есть топ-50 релизов 2017 года, показывали 87% и 86% кинотеатров соответственно, а остальные жанровые фильмы — 46% и 44%.

В прокате артхауса наметилась «ниспадающая тенденция», подтверждает глава Antipode Sales & Distribution Антон Мазуров. В числе ее основных причин он называет незаинтересованность в этом сегменте российских телеканалов. Телевидение «покупает принципиально меньше арт-кино, соответственно, прокатчики делают ставку на окупаемость затрат за счет кинотеатрального проката, и это приводит к более конъюнктурному отбору картин — выбору проверенных имен и наград», рассуждает он. Сказывается и ситуация с независимыми кинофестивалями, включая закрытие «2morrow/Завтра» и «2-in-1» «с подачи политики Минкульта», добавляет господин Мазуров. Аналитик кinodata.pro Сергей Лавров напоминает и о закрытии кинопоказчиков, включая кинотеатр «35 мм», который специализировался на артхаусе. В целом спад закономерен, считает он: у независимых дистрибьюторов нет возможности вкладываться в раскрутку фильмов, а затраты на прокат артхауса возвращаются годами.

MV5BMTcwNDM3MTY0OF5BMl5BanBnXkFtZTgwOTQ0MzAyNDM@._V1_Крупные кинотеатральные сети не согласны с отсутствием интереса к артхаусу. «Мы целенаправленно прилагаем усилия для популяризации такого кино и привлечению в наши кинотеатры взрослой, думающей аудитории. Доля независимого кино в объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» составляет около 15% от общих сборов»,— сообщила представитель сети Александра Артамонова. При росписи артхаусных фильмов сеть, как правило, ориентируется лишь на отдельные кинотеатры, но в то же время некоторые относящиеся к арт-мейнстриму фильмы, такие как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Леди Берд», хорошо сработали по всей сети, добавляет госпожа Артамонова. (Две эти ленты трудно назвать артхаусом, так как первая собрала в мировом прокате $160 млн, а вторая со сборами на видео — $80 млн /прим. главреда kinodata.pro/).

В «Каро» сегмент альтернативного контента растет, говорит президент киносети Ольга Зинякова: выручка недавно запущенного направления «Каро.Арт» с начала 2018 года увеличилась почти в три раза и достигает 3,5% от общей кассы сети. В «Каро» рассчитывают, что в ближайшие два года доля направления достигнет 7%, «что соответствует опыту европейских стран».

Елизавета Макарова (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3650807)