Итоги 2014 года в кинопрокате России

hqdefaultСо 2 января по 28 декабря 2014 года на экраны страны вышло 411 фильмов, которые собрали $1 244 млн. Это на 9.4 % меньше, чем было ($1 373 млн) в 2013 году. Пятый год подряд кассовые сборы в нашей стране превышают отметку в $1 млрд, но впервые с 2010 года они стали уменьшаться.

В 2014 году российские зрители приобрели в кассах кинотеатров рекордное количество билетов (190.2 млн), что на 1.4% больше, чем было в 2013 году (187.6 млн зрителей). Средняя цена билета за 2014 год впервые упала до $6.54, что на 10.7% меньше, чем она была ($7.32) в 2013 году.

ВЫВОД: При небольшом увеличении количества киноплощадок в нашей стране в 2014 г. количество регулярно посещающих кинотеатры зрителей стало «распыляться» по новым кинозалам, и  руководители всех киноплощадок вынуждены снижать цену на билет, чтобы хотя бы сохранить свой постоянный контингент. О привлечении новых зрителей речь пока даже не идёт.

Российские фильмы (84 наименования, в том числе и копродукция с другими странами) за период со 2 января по 28 декабря 2014 года собрали в кинопрокате $219 млн. Это на 15.1% меньше, чем было собрано ($258 млн) в 2013 году, когда в прокат вышло 59 отечественных картин.

ВЫВОД: При увеличении количества российских лент в прокате наш зритель в 2014 г. терял интерес к ним в течение года, что и отразилось на падении кассовых сборов этого сегмента. Отечественное кино продолжает качественно ухудшаться, а ведь речь идёт о «сливках» российской киноиндустрии, выходящих в прокат.

Доля сборов наших фильмов в 2014 г. в общих сборах кинопроката составила 17.6%. Это на 1.4% меньше, чем она была в 2013 г. (19%). В 2005 году доля сборов отечественного кино составляла рекордные 29.7%, когда в десятке лидеров проката 2005 года половина картин была российского производства. Сейчас эта цифра (29.7%) выглядит просто фантастически…

При этом расходы на производство 84 российских фильмов в 2014 г. составили $278 млн, а собрали они $219 млн, при этом половину из этой суммы забирают кинотеатры. То есть вся наша «системно убыточная киноиндустрия» (по словам С. Сельянова) продолжает превращаться в хронически убыточную.

ВЫВОД: Так кто же, кроме государства, продолжит финансировать киноиндустрию? Никто, таких бизнесменов нет, на российском кино денег не заработаешь, и инвесторы уходят из кинопроизводства. А государство в лице ФК хочет продолжать давать деньги (3 млрд рублей на 2015 год) на создание никому не нужного «кинопродукта», который даже наши потребители не хотят смотреть. Если схема госфинансирования не работает четвёртый год подряд, может быть, стоит её изменить?

44 прокатные компании (в 2013 г. – 30) выпускали в кинотеатрах хотя бы одну картину, но при этом 11 из них уже «вылетели в трубу», а ещё, по крайней мере, три находятся на грани банкротства. Четверо из пяти дистрибьюторов, прокатывавших «голливудский» контент, заработали каждый более $150 млн (в 2013 г. – все пять). Победителем среди прокатчиков в 2014 г. стала компания Централ Партнершип ($230.3 млн), но до рекордного результата компании WDSSPR в 2013 г. ($361.3 млн) ей очень далеко.

Первая компания среди дистрибьюторов (34 релиза) Централ Партнершип выпустила и самый кассовый фильм 2014 г. в нашем прокате  – фантастический боевик «Трансформеры: Эпоха истребления», собравший $45.6 млн. Отечественная комедия «Любовь в большом городе 3» (бюджет — $2.7 млн, сборы $15.9 млн) стала самым успешным российским релизом этого прокатчика.

Далее следует компания WDSSPR (22 релиза), заработавшая $228.1 млн. Её самый кассовый хит, комедийный кинокомикс «Стражи Галактики» собрал $38 млн.

На третьем месте компания Двадцатый Век Фокс СНГ (28 релиза) — $224.9 млн. Анимационный блокбастер этого прокатчика «Как приручить дракона 2» сумел вынуть из кошельков зрителей $30.1 млн.

Четвёртая позиция у компании Каро Премьер/Каропрокат (24 релиза), собравшей $197.9 млн. Фантастическая драма «Интерстеллар» заработала для Каро невероятные $25 млн, но истинным лидером станет в наступившем году фэнтези «Хоббит: Битва пяти воинств», на счету которого на 28 декабря $24.9 млн. Комедия «Друзья друзей» (бюджет — $2 млн, сборы — $8.2 млн) стала самым кассовым отечественным релизом Каропроката.

И замыкает пятёрку прокатчиков, работающих с голливудскими мэйджорами, компания UPI (16 релизов), заработавшая $131.9 млн. Сборы ($26.3 млн) боевика «47 ронинов» оказались вторыми в мире(!) после США, но лидером кассовых сборов этого дистрибьютора стало российское приключенческое фэнтези «Вий» (бюджет — $26 млн, сборы — $34.3 млн) – самый кассовый российский фильм 2014 года.

Статус первой среди отечественных дистрибьюторов независимого контента завоевала компания Bazelevs всего с 4 релизами — $46.1 млн, но это произошло благодаря «Ёлкам 3» 2013 года (бюджет — $5 млн, сборы — $38 млн).

Далее следует компания Парадиз (26 релизов), собравшая $37.8 млн. Самый кассовый российский релиз этого прокатчика, костюмно-историческая драма «Василиса» заработала $340 тыс при бюджете $10 млн.

На восьмом месте компания Наше Кино (27 релизов) — $34.7 млн. Лидером по сборам этого дистрибьютора стал анимационный блокбастер 2013 г. «Иван Царевич и серый волк 2» (бюджет — $4.5 млн, сборы — $19.2 млн).

Девятая позиция у компании Вест (17 релизов), вынувшая из карманов зрителей в 2014 г. $30.4 млн. Но этот прокатчик «зарёкся» работать с российским кино.

И замыкает десятку лидеров-дистрибьюторов компания Вольга (10 релизов), заработавшая $29.7 млн. Романтическая комедия этого прокатчика «С 8 марта, мужчины!» не оправдала надежд ни создателей, ни зрителей, собрав $2.6 млн при бюджете $3 млн.

Компания Люксор (17 релизов) – на одиннадцатом месте ($13.2 млн), великолепно показавшая в кинозалах «сложную» драму «Трудно быть Богом» (бюджет — $10 млн, сборы — $1.3 млн). Двенадцатая позиция у новой компании DreamTeam (9 релизов) — $12.6 млн, кассовым лидером которой стала комедия «Быстрее, чем кролики» (сборы — $5.4 млн при бюджете $3.5 млн). Остальные отечественные дистрибьюторы собрали менее $9 млн каждый.

Лидером ограниченного проката 2014 года стала канадская комедия «Большая афера» (PremiumFilm), заработавшая в 20 залах $191 тыс. Звание самого кассового европейского фильма получил французский фантастический боевик «Люси» (UPI) — $22 млн.

Сергей Лавров для kinodata.pro