20 лет назад победитель выборгского фестиваля «Окно в Европу» имел большой успех в прокате

6brd-aFJGscНа прошедшем в течение прошлой неделе кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую. А 20 лет тому назад в августе 1995 года лучшей лентой выборгского фестиваля была названа приключенческая комедия «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина.

Выйдя осенью в российский прокат, она заработала 1 млрд 600 млн рублей ($350 тыс), уступив по итогам 1995 года только фарсовой комедии «Ширли-мырли» (2 млрд руб). Тогда в десятке лидеров отечественного проката было три российских фильма, причём они заняли первые три позиции. Третьей по сборам (1 млрд 500 млн руб) в 1995 году стала социально-криминальная драма «Любить по-русски», после успеха которой было снято два сиквела. Российским картинам тогда уступили по сборам такие блокбастеры, как американская «Правдивая ложь» и французский «Леон-киллер».

Но вернёмся к «Особенностям национальной охоты», которую только в первый год проката посмотрело 1.1 млн зрителей. По этому показателю она уступила «Любить по-русски» (2.5 млн человек) и «Ширли-мырли» (1.156 млн человек). На видео было продано как минимум 0.5 млн кассет, что принесло продюсеру Александру Голутве ещё 1 млрд 500 млн рублей. К сожалению, бюджет этой комедии не был нигде озвучен, но снималась она, в отличие от «Ширли-мырли» как малобюджетная, то есть её производство, по оценкам аналитиков, не превысило 400 млн рублей ($90 тыс). Малобюджетная драма «Любить по-русски», например, обошлась в 360 млн рублей.

Комедия «Особенности национальной охоты» не только взяла главный приз в Выборге и другие российские награды 1995-96 гг., но и за рубежом её приняли «на ура». Она завоевала специальный приз жюри на МКФ в Карловых Варах и там же была номинирована на «Хрустальный глобус» — главную награду этого фестиваля. Сегодня представить такую ситуацию после отсутствия победителя фестиваля в Выборге просто невозможно, не говоря уже о коммерческих достижениях его лауреатов в отечественном прокате…

Сергей Лавров для kinodata.pro