Где $10-млн мультфильм «Сергей Радонежский» и $6-млн «Суворовъ» студии «Союзмультфильм»? Спросите у Добрунова…

1004128479Легендарный «Союзмультфильм» в очередной раз стал ареной боевых действий. На сей раз война за студию разгорелась между эффективными менеджерами, планирующими превратить ее в российский Pixar, и мультипликаторами, пытающимися сохранить традиции авторской анимации.
Режиссер Михаил Алдашин, в частности, заявил в октябре, что новый руководитель «Союзмультфильма» Глеб Давыдов не имеет отношения к анимации, обещал выгрести «старую команду со студии бульдозером» и якобы уже почти выполнил обещанное: вместо профессионалов-художников на студии появились «сомнительные личности».
«Когда я принял студию в апреле этого года, она была в предбанкротном состоянии — долги составляли почти $1 млн»,— рассказывает действующий руководитель «Союзмультфильма» Глеб Давыдов. Прежде работавший советником министра культуры Владимира Мединского, с которым давно знаком, сейчас он «подхватил» студию временно и руководит ею в статусе и. о. директора.
Давыдов за последние пять лет — четвертый по счету директор. Назначенный после письма Путину Маковский покинул студию через два с половиной года. Он сказал, что ушел по личным причинам, которые предпочитает не называть. Затем у «Союзмультфильма» месяц был временный руководитель. На смену ему в 2014 году пришел сценарист и продюсер Андрей Добрунов (на фото), с которым Министерство культуры связывало большие ожидания с оздоровлением студии и возрождением ее финансовой успешности.
Представляя коллективу Добрунова в качестве директора, Владимир Мединский акцентировал внимание на его «большой истории успеха». Добрунов, действительно, был продюсером нескольких серий суперуспешного сегодня мультсериала «Маша и Медведь«, а также создавал и продюсировал полнометражного «Князя Владимира«, собравшего в прокате $5.4 млн при бюджете $5 млн . Кроме того, у него была собственная «Да-Студия», которая как раз заканчивала работу над полнометражной анимационной картиной «Сергий Радонежский» (бюджет — $10 млн).
Придя в «Союзмультфильм«, Добрунов в отличие от многих сразу же запустил производство — студия впервые за долгие годы начала делать мультфильмы. Здесь были и короткометражные проекты, которые как раз создавались под руководством Михаила Алдашина (за время его работы студия завоевала более 40 призов и дипломов по всему миру), и полнометражный «Суворовъ«, бюджет которого был оценен в $6 млн.
«Суворовъ» — это первый полноценный проект «Союзмультфильма«,— гордо рассказывал в интервью Добрунов.— Мы его делаем после почти 30-летнего перерыва «внахлест» с «Сергием Радонежским«. То есть люди, которые высвобождаются от работы на одном проекте, разрабатывают персонажей на другом».
Сегодня именно ошибками Добрунова и его команды нынешний руководитель «Союзмультфильма» объясняет незавидное финансовое положение студии. «С одной стороны, Добрунов увлекался дорогостоящими и длительными проектами, с другой стороны, слишком активно вкладывался в авторскую анимацию,— поясняет Давыдов.— Такие мультфильмы хороши для показа на фестивалях и завоевания разнообразных призов, но вряд ли станут популярны и принесут доход».
Сам Добрунов говорить о ситуации на «Союзмультфильме» отказался. Его «Сергий Радонежский», на который уже к 2014 году, по словам самого продюсера, было потрачено около $10 млн (фильм создавался на деньги «Ростеха» и получил поддержку Фонда Кино), так и не вышел в прокат ни в конце 2015 года, как планировалось, ни в 2016-м (прокатчиком, тем не менее, числится компания «Каропрокат»). «Суворовъ» же, несмотря на вложенные $3 млн Фонда Кино и еще $1 млн средств «Союзмультфильма«, оказался сделан только на 15% !!!
«Проверка по «Суворову» пока не закончена, но есть предположение, что часть денег от этого проекта была потрачена на «Сергия Радонежского«,— отмечает Давыдов.— Я по-другому не могу объяснить, почему «Суворовъ» забуксовал».

Ирина Бегимбетова и Мария Либерман (kommersant.ru)