Режиссёр Василий Сигарев: «Идёт медленное убийство русского кино»

04_36XtfQMЕсли посмотреть на последние 18 лет, можно увидеть, как страна менялась. Как закручивались гайки, раскручивался маховик мракобесия. Просто не узнаю страну.

Все время вижу, как бьются за «лайки» фильмы, подобные «Крыму», «28 панфиловцам», «Спящим». Люди не понимают, что покупать лайки ценой собственной свободы или больших бюджетов — это история проигрыша. Прежде всего — морального. Покупать лайки так же бессмысленно, как приводить людей на митинг за деньги. Ну придумали, как поставить высший балл фильму «Крым» на «КиноПоиске», зритель же поймет, что его обманули, и его оценка не поднимется выше единицы.

Быков, на мой взгляд, просто свалял дурака. Ему не дали денег на кино «Завод» — про упыря олигарха и рабочих, отстаивающих свои права. И он снял «Спящих» про руку ЦРУ, виновную в наших проблемах. Но ведь и расхваленные либеральной критикой «Майор» и «Дурак» — кино, не заслуживающее внимания. Он всегда был настроен на быстрое внимание сериальных масс. Не хочу обсуждать: где там Быков преступил… Он всегда был «в рамках», снимая кино против власти, делал его настолько топорно, что оно работало на власть.

В первую очередь, вопрос выбора состоит в том, чтобы не сотрудничать с геббельсовскими каналами вроде РЕН ТВ, «Россия» и прочими. Ни в каком виде, даже снимая безобидный сериал. Люди реально разжигают войну, в этом участвовать нельзя. Дальше начинается территория твоего личного выбора. Твое человеческое скажет, можно — или нет.

Времена меняются и… возвращаются бумерангом. У выдающегося режиссера Аскольдова, по сути, один фильм «Комиссар». Человеку изломали судьбу. Если сейчас подобное вернется, наверное, придется выбирать внутреннюю эмиграцию. Но не жить под пятой страха.

02_e0d7oh0Деньги — это ведомство директоров. Когда снимаю кино, лишь отчасти вмешиваюсь в «матчасть», но знаю: воруют. Воруют по мелочи. Больше — когда большой проект. Ничего с этим не можешь сделать. По идее нужно останавливать все, перезапускать с новыми людьми. А где их найдешь? Государство приучило людей воровать. Но рыба с головы гниет. А раз воруют «верхи», значит, и «низам» можно. Но это вопрос совести.

Автор, к сожалению, вынужден искать деньги, чтобы что-то сделать. Но отечественное кино сегодня такое, что оно не имеет морального права на большие государственные деньги. Большое патриотичное кино — для внутреннего рынка, но и на нем оно убыточное. В Америке кино тоже патриотичное. Наш «Салют-7» напомнил мне «Марсианина»: мы мощные и хорошие, мы спасем одного человека и весь мир. Ничего плохого в этом не вижу, просто мне это неинтересно. Единственное, что востребовано в мире, — скромные авторские опусы, которые занимаются человеком. По мне, когда человеку руку пришивают — это значительно важнее, чем все эти подвиги с всечеловеческими размерами. Мы не сможем покорить мировые кинорынки. Мы не снимаем на английском. С языком связан и менталитет, который считывается зрителем. Поэтому нас не понимают. Но ошибочно думать на «чужом языке», делать вторичное кино по западным лекалам. Это медленное убийство русского кино.

Лариса Малюкова (Новая Газета, полный текст здесь https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/10/18/74239-vasiliy-sigarev-my-vse-smertny-tak-chto-i-boyatsya-nechego)