Протестующие активисты и В. Мединский о «Празднике»: «Всякую гадость МЫ не пропустим»

142946В СМИ и соцсетях продолжает «взбиваться пена» вокруг кинопроекта «Праздник», якобы глумящегося над жертвами ленинградской блокады. Над ним завершает работу режиссер Алексей Красовский, чей дебютный фильм «Коллектор» (снятая без госденег драма стала успешна по кассе и окупилась после показа в кинотеатрах – прим. Главреда) награжден в прошлом году премией «Ника». В центре сюжета «Праздника» — привилегированная семья, которая живет на широкую ногу, в то время как ее соотечественники находятся на грани голодной смерти.

И тут понеслось: кощунство, блуд, деградация сознания, торжество цинизма. По сигналу набежали фейсбучные тролли: отлучить режиссера от профессии, набить морду, переломать ноги, посадить на кол… Подключились, конечно, и акулы телевизионного агитпропа. Но больше всего впечатлил комментарий рядового пользователя Интернета: «Чего можно ждать от стоматолога…» (первая профессия режиссера Красовского).

kadr_iz_filma_prazdnik_krasovskiyА уж народные избранники, заседающие в Госдуме, другого языка вообще не ведают, как только «запретить», «воспрепятствовать» — в лучших классических традициях: «тащить и не пущать». Фильма еще нет, а уже требуют от Минкульта лишить его прокатного удостоверения, которое с недавних пор стало действенным инструментом цензуры: вспомним запрет фильма «Смерть Сталина», тоже, между прочим, комедии.

Стяжатели, бюрократы, «тыловые крысы» встречаются в советских «Балладе о солдате», в картине «Летят журавли»: одна из таких норовит за деньги прокатиться по Москве на «Скорой Помощи». Вспоминается зажиточная мещанка из «Зеркала» Андрея Тарковского, которая экспроприирует сережки у героини-интеллигентки в обмен на еду; вспоминается еще и потому, что в «Празднике» как раз иронически обыгран мотив курицы, которую надо то ли зарезать, то ли разделать. Жанр фильма Красовского — это, конечно, никакая не комедия, а трагикомедия, или трагифарс.

prazdnik-ded-632105226Если обычные зрители, нападающие на «крамольный» кинопроект, могут быть введены в заблуждение, то власть имущие и обслуживающие их идеологические структуры хорошо знают, чему и почему изо всех сил противятся. Вопреки фактам и документам они хотят очистить нашу историю от ее реального трагизма, от всяких там соловецких камней и тому подобного. Они видят себя наследниками советской системы и инстинктивно защищают ее. Вот и пришлось в очередной раз принять на себя удар Гильдии кинокритиков, выступившей в защиту «Праздника». Только прислушается ли взбудораженное общество к голосу профессионалов?

Андрей Плахов (kommersant.ru, полный текст здесь https://www.kommersant.ru/doc/3778836)